Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Вся правда о Финляндии

Лицом друг к другу. Финское кино в Петербурге-2005

Неделя финского кино, прошедшая в конце минувшего года в Санкт-Петербурге, уже в шестнадцатый раз предоставила нам возможность понять: мечты и чувства, поиски истины и смысла жизни не зависят от географии.

...Есть такая детская игра – «Ассоциации». Каждый участник должен быстро ответить, с чем у него ассоциируется тот или иной предмет, человек, ситуация. Смысл ее прост – от души повеселиться над неожиданными ответами приятелей. И как удивились бы ребятишки, если бы узнали: чтобы лучше разобраться в жизни, понять истоки человеческих отношений, взрослые нередко прибегают к той же игре!..

Однажды группа российских ученых решила выявить устойчивые стереотипы в отношениях русских и финнов. Результаты эксперимента, в общем-то, были предсказуемы: для русских Финляндия – это перемежающиеся озерами и аквапарками заснеженные просторы, на которых безмятежно рыбачат молчаливые, медлительные и всем довольные местные жители. Восприятие финнами русских также не отличается особой глубиной: Россия для них – необъятная страна, населенная недалекими мужиками и раскрашенными девицами в мини-юбках, повсюду водка – рекой, подковы и матрешки, а еще катаклизмы и плачущие дети.

Забавно, но и немного грустно. Живем совсем рядом, а знаем друг о друге лишь понаслышке, не задумываясь: а какие же они на самом деле – наши ближайшие соседи?..

Неделя финского кино, прошедшая в конце минувшего года в Санкт-Петербурге, уже в шестнадцатый раз предоставила нам возможность понять: мечты и чувства, поиски истины и смысла жизни не зависят от географии, и у финнов – народа, на первый взгляд, более благополучного – проблем и комплексов ничуть не меньше, чем у жителей многострадальной России.

На торжественном открытии Недели в обновленном кинотеатре «Художественный» Генеральный консул Финляндии в Петербурге Юхани Вяянянен заметил, что раньше большинство финских кинолент было основано на образах прошлого, но «с приходом нового тысячелетия особое внимание стало уделяться современности. Молодые режиссеры демонстрируют острое видение настоящего... Современное финское кино является отличным инструментом в познании жизни и культуры нашей страны».

О фестивале коротко можно сказать следующее. К сожалению, в этом году в нем не принимал участия давний знакомый российского зрителя – Аки Каурисмяки, зато в рамках мероприятия прошли два фильма его старшего брата Мики, ныне проживающего в Бразилии: «Бразилейриньо» (Brasileirinho, 2005) и «Звуки Бразилии» (Moro No Brasil, 2002).

На первый взгляд, обе картины не имеют к Финляндии ни малейшего отношения. Однако в них столько солнца, страсти, ярких красок и зажигательных мелодий, что сразу приходит на ум пронизывающий ветер с моря на скованных холодом улицах Хельсинки. Опять же по ассоциации: в жаркий день невольно вспоминаешь о мороженом…

Мастер криминального жанра Алекси Мякеля представил на фестивале своего «Частного детектива Вареса» (Vares – Yksityisetsivä, 2004) – забавный нуар по-фински с обязательным набором персонажей: спивающимся частным детективом и уморительным наемным убийцей – наполовину финном, наполовину японцем. Сюжет завязан, как теперь модно, вокруг денег русской мафии. Но это не только дань конъюнктуре: оказывается, у России и Финляндии общая криминальная история, эпизод которой (столетней давности!) лег в основу фильма Тапио Суоминена «Моску, последний в своем роде» (Mosku – Lajinsa viimeinen, 2003). Это финский вестерн о некоем «рейнджере» Моску, преследующем шайку русских оленекрадов.

Надо сказать, финский кинематограф довольно чуток к мировой киномоде и адаптирует ее, пожалуй, даже вдумчивее, чем испанский или немецкий. В последние годы в мире кино очень популярны многофигурные композиции с персонажами, на первых порах или до самого финала фильма вообще не пересекающимися, но неумолимо двигающимися к одной скорбной развязке. Так, кажется поначалу, построена и картина «Земля отмороженных» (Paha maa, 2005) Аку Лоухимиеса, но «сходящемуся» сюжету мешает… сам сюжет на основе русской классики – «Фальшивого купона» Льва Толстого.

Именно о нем Юрий Лотман в беседе о кино сказал: «Это готовый киносценарий. Вся литературная психология отброшена, психология есть, но она не в толстовских рассуждениях, а в монтаже эпизодов. Вообще – вещь поразительная. И, видимо, как раз из-за этого кино по этому роману снять нельзя...». Один из оппонентов возразил: «Но Брессон недавно снял такой фильм, «Деньги», и очень хороший». А другой парировал: «Этот пример скорее подтверждает, чем опровергает сказанное: Брессон ведь только такие романы и выбирает, которые снять, в принципе, невозможно...»

В общем, Лоухимиес взялся за то, что сделать «в принципе, невозможно». И у него получилось! Сюжетная линия то плавно течет по замысловатому руслу, то вдруг прерывается, то поворачивает вспять, оставляя зрителя, вроде бы разгадавшего логику развития, в недоумении (к слову, название фильма в переводе звучит как «Вечная мерзлота».)

Эта картина – цепь кровавых историй, негативных эмоций, неприглядных поступков – настоящий приговор современному Хельсинки и его жителям. Герои киноэпопеи – уволенный с работы преподаватель русской литературы, его непутевый сын; хакер, взламывающий защиту банка; спивающийся коммивояжер, превратившийся в жестокого убийцу; несчастная женщина-полицейский, нелепо погибающая; ее муж и дети… Все они пытаются как-то наладить свой быт, выбраться из этой глыбы льда, на дне которой замерзли их добрые чувства и вера в будущее.

Не столь кровава, но и не слишком оптимистична «Траншейная улица» (Juoksuhaudantie, 2004) Вейкко Аалтонена – трагикомедия об обывателе-подкаблучнике, от которого ушла жена с дочерью. Смысл существования героя картины только в одном: купить дом и вернуть семью. И это доводит его до полной невменяемости…

После всех кошмаров и переживаний отдохнуть душой можно было на приключенческих детских фильмах – «Человеке-пеликане» (Pelicanman, 2004) Лииса Хелминена и «Моем друге Генри» (Ystäväni Henry, 2004) Аули Мантилы. Пожалуй, только в этих картинах жители Суоми предстают в привычном образе добродушных и безмятежных любителей природы!


Возврат к списку

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии