Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Вся правда о Финляндии

Без излишеств

В чем разница между финским и российским видами дизайна, каковы их перспективы, чему нам стоит поучиться у финских коллег?.. Можно рассуждать, а можно просто сравнить. Или сделать и то, и другое. Известный дизайнер, участник прошедшего в Петербурге российско-финского семинара по архитектуре и дизайну Андрей Дмитриев – О...

О…Национальном имидже и талантливой безликости

Основы финского дизайна были заложены в XIX веке, а его международный дебют состоялся в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Там финнами был продемонстрирован первый в истории собственный выставочный павильон. Так через дизайн и архитектуру началось создание национального имиджа страны. Что интересно, надежная репутация финского дизайна сформировалась в 1950-е годы, тогда же он Россия, на мой взгляд, – это государство, которое неизменно отстает от западного мира во всем, что касается современных веяний и технологий. Это можно отнести и к дизайну.

В отношении дизайна мы были на хорошем уровне только в 1950-е годы, когда на фоне послевоенной разрухи в СССР был удивительный творческий всплеск и в области дизайна, который, в общем-то, только тогда в России и начал складываться. Но в советской России дизайн был почти полностью обезличен и существовал в первую очередь как промышленный и ориентированный на повседневность. И хотя за любым используемым в быту объектом – от стакана до эмалированного чайника – в советское время стоял определенный человек, его фамилия, за редким исключением, утрачивалась. И это притом, что авторы тарелок, абажуров и прочих полезных вещей не только выдумывали, но зачастую и внедряли в производство свои идеи.

О… Недостатке внутренней свободы

В Финляндии никогда не было глубокого кризиса, и хотя ширпотреба и в Суоми достаточно, но таким потоком, как у нас, пошлость, наверное, нигде не вырывалась на свободу. Сейчас финны в плане дизайна постоянно оказывают влияние на Европу. И в архитектурном дизайне они флагманы: в том же Хельсинки «домов-уродов» строится неизмеримо меньше, чем у нас, а большое количество возводимых зданий во многих странах по внешнему виду и функциональности становятся образцом для подражания.

В Финляндии дизайнер – это не просто художник, но и технарь, который думает о том, как будет существовать его работа в экологическом контексте, какие материалы будут уместны, как сделать свое произведение функциональным. Финский или, шире, скандинавский дизайн всегда отличался лаконичностью, практичностью и чистотой линий – в нем практически нет никаких излишеств. Но, несмотря на все эти достоинства, скандинавский дизайн для меня суховат, хотя отдельные вещи очень нравятся.

По моему мнению, сейчас Россия переживает явный кризисный период в отношении дизайна. Старая система варварски поломана, а новая еще не сформировалась, поэтому большая часть вещей и предметов, которые в наши дни создаются отечественными дизайнерами, возникает на потребу плохому вкусу. Для сравнения можно вспомнить, на каком уровне была книжная графика в советское время и какова она сейчас. Это день и ночь. При этом хорошие художники есть, но их так немного, и они так мало востребованы, что зачастую талантливых графиков днем с огнем не сыщешь.

Тем не менее сейчас Россия стала более открытой миру, и ситуация во многих областях, в том числе в сфере дизайна, меняется. Главная наша проблема сейчас в том, что мы еще не обрели той свободы, которая процветает на Западе и в Финляндии в том числе. А внешняя свобода, полученная с падением «железного занавеса», лишь открыла путь пошлости.

О… Краеугольном камне успеха

Поступить в Хельсинкский университет искусств стремятся молодые талантливые люди со всего мира, потому что понимают – это один из передовых вузов в области дизайна. В России нам как воздуха не хватает опытных и современных методик, учителей и технологий. Поэтому я думаю, что, если ведущие финские преподаватели будут сотрудничать с высшими школами России более тесно, чем сейчас, ситуация с дизайном в нашей стране изменится к лучшему.

Одна из главных проблем российского дизайна – недостаточный уровень образования. Качество обучения, к примеру, в Академии им. Мухиной, как правило, невысокое. Студенты и выпускники дизайнерских факультетов зачастую создают те же вещи, что появлялись 30-40 лет назад, нет эволюции.

О… Опыте


Сегодня деятельность любого крупного дизайнера, независимо от его национальности и гражданства, почти всегда космополитична. Финские дизайнеры активно работают в Италии, японцы – в Финляндии, Луврскую пирамиду построил китайский художник-концептуалист, например. Талантливых людей в России много, и если мы будем учиться и перенимать опыт Запада и Финляндии, столь территориально близкой к нашей Северной столице, то все будет в порядке.

Иван Михайлов

Досье

Андрей Дмитриев

Дизайнер интерьеров, декоратор (СПб). С середины 90-х годов занимается дизайном и декорированием интерьеров в России и Европе.

Регулярно участвует в отечественных и зарубежных выставках. В числе его работ интерьеры ресторанов Петербурга: «Старое кафе», «Пробка», «За сценой», «Ресторанъ», Bellini, II Grappolo, Sukawati.

Интерьеры, созданные Андреем Дмитриевым, всегда отличаются оригинальностью, которая зачастую граничит с эпатажем.

02 ноября2009

Возврат к списку

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии