Новости

Всей семьей в Финляндию. Дневник одного путешествия

Тема: Путешествие  Коттеджи / Отдых на природе  Гостиницы

Журнал No: 6 (52)

Мы давно мечтали отдохнуть в Финляндии. «Мы» – это петербургская семья из пяти человек: папа Сергей Петрович, мама (Ирина Владимировна – это я) и трое детишек – десятилетний Антошка, восьмилетняя Нюся и шестилетняя Машенька. И вот – свершилось: через два дня мы отправляемся в Страну тысячи озер. Времени для путешествия – всего неделя, а столько хочется посмотреть...

Финляндия – идеальная страна для отдыха с детьми: чистый воздух, красивая природа, небольшие тихие городки, безопасность на дорогах... Ехать решили на машине: от Петербурга до границы чуть больше 190 километров. Забегая вперед, скажу, что придерживаться выбранного маршрута оказалось совсем нетрудно: карты городов, информация о достопримечательностях и размещении – на английском, а часто и на русском языке – всегда доступны.

Суббота, 9 июля
Отпуск начался! Утром мы двинулись в путь по Выборгскому шоссе в направлении Финляндии. Уже к полудню доехали до пограничного поста Светогорск – Иматра. Этот пропускной пункт открыт для пассажирского транспорта недавно, в 2002 году, – чтобы сократить многочасовые очереди. Пересечение границы заняло у нас всего 15 минут!

Иматра, тихий городок в семи километрах от границы. Сергею – между прочим, большому любителю рыбалки! – непременно захотелось побывать в рыболовном центре на реке Вуоксе. Пока отец семейства ловил лосося на порогах, все остальные отдыхали на пляже. В три часа пополудни, после вкусного обеда в ресторане на живописном берегу Вуоксы, мы отправились в речной круиз. Дети удивлялись всему: белоснежному парому, непривычному на слух финскому языку… А мы с мужем наслаждались великолепием финской природы.

После водной прогулки нас ждала еще одна достопримечательность Иматры – знаменитый водопад Иматранкоски. Говорят, сама императрица Екатерина II приезжала туда полюбоваться водопадом. Мы успели как раз к самому началу пуска воды. Красочное световое шоу под музыку Яна Сибелиуса произвело на нас незабываемое впечатление: в шуме воды угадывалась мощь стихии. Кажется, наша Машенька даже немного испугалась.

Место для первой остановки на ночь выбрали недалеко от Иматры, в районе Руоколахти. Мы остановились в уютном бревенчатом коттедже Kesäranta, расположенном на берегу самого большого озера Финляндии – Саймаа. Здесь мы наконец почувствовали, что долгожданный отпуск действительно начался. Вечером протопили баню, дети купались в озере, никто никуда не торопился…

Воскресенье, 10 июля
На следующее утро мы отправились в Центральную Финляндию, знаменитую своими озерами. (Хотя вчера нам казалось, что Озерная Финляндия началась уже на востоке!) Из Руоколахти мы поехали через Пуумалу в Миккели (трасса 62). Хорошо, что выбрали именно этот маршрут: на многие километры по обеим сторонам дороги раскинулись красивейшие озера с тысячами островов, покрытых лесами. Это Саймаа – самая большая в Финляндии система озер. Если посмотреть на карту, более 50% этой территории покрыто водой. Удивительно, как можно проехать по таким местам на машине!

По пути мы сделали остановку – на пересечении двух озер, у придорожного кафе. Выпили кофе, купили себе по мороженому. Рядом оказался небольшой пляж, и дети захотели искупаться. Вода была прохладной, только у Антошки хватало смелости быстро окунуться – и назад!

Проехав почти сто километров, мы прибыли в Миккели – столицу региона Саво. Оставив машину недалеко от центральной площади, решили прогуляться. Миккели – типичный финский город: в центре находится главная площадь. Здесь всегда кипит жизнь, особенно летом: ярмарка сувениров, одежды, товаров для дома, рынок с пестрыми рядами фруктов, ягод и овощей.

Уютное кафе работает с раннего утра до полуночи. Летом на площади появляется сцена для концертных выступлений и детская площадка. Она, конечно же, сразу же привлекла внимание наших ребят, которым после дороги захотелось поиграть.
Перекусить мы зашли в ресторанчик, разместившийся в тихом озерном порту на берегу Саймаа. Обедали сытно и по-фински: заказали селедку с молодой картошкой и укропом.

Из порта отправились в луна-парк Visulahti, с аттракционами, детским картингом, аквапарком и другими развлечениями. У входа в парк посетителей встречал огромный динозавр! Антошка с Нюсей участвовали в почти что настоящих археологических раскопках, а Машуня познакомилась с добрым динозавром. В парке «Динозаврия» всех обливали водой из водяных пистолетов и фонтанов – благо день был жаркий. Дети тут же побежали кататься с водных горок.
Вечером мы проехали километров пятьдесят от Миккели в сторону Ювяскюля – в Кангасниеми.

Этот небольшой городок неоднократно получал приз «Самый красивый район Финляндии». Местные ландшафты действительно впечатляют: хвойные леса, чистые озера, живописные сопки... В Кангасниеми мы остановились в бревенчатом коттедже Kurrela. Здесь мы решили провести несколько дней, чтобы отдохнуть от городского шума и суеты, а потом двинуться дальше.

Понедельник, 11 июля
Я проснулась от пения птиц и утреннего солнца – погода была отличная! Дети с папой уже играли на улице. Коттедж, в котором мы жили, прекрасно оснащен: для гостей подготовлена моторная лодка и даже рыболовные сети. За отдельную плату хозяин коттеджа предоставил нам лицензию на рыбалку, и сразу после завтрака Сергей с сыном побежали на озеро. На обед мы ели уху из пойманных ими щук!

Затем поехали в город – запастись продуктами. Магазины в маленьких городах работают обычно по будним дням с 10 утра до 8 часов вечера, круглосуточных магазинов или киосков нет даже в Хельсинки, не говоря уже о сельской местности. Заглянули в несколько сувенирных лавочек, отправили открытки родным в Россию.
День прошел превосходно: мы загорали, я совершила пробежку по окрестностям. Антошка с Нюсей увлеклись игрой в бадминтон, даже устроили соревнования с отцом. Победителем стал Антошка. Вечером снова топили баню, купались.

Вторник 12 июля
Как ни хорошо в Кангасниеми, но дорога зовет… Сегодня едем в Ювяскюля. После отдыха на природе мы решили для разнообразия провести один день в городе.
Посетили детский парк Ynnupuisto: карусели, надувные замки и другие аттракционы… Но больше всего нас заинтересовала тропа приключений, проходящая по лесу. На обучающей трассе дети в увлекательной форме получают полезные навыки и знания о природе. На маршрут отправились Антошка и Нюся – и остались очень довольны: это было настоящее приключение! Особенно им понравились огромные деревянные качели. После «Юннупуйсто» мы пообедали в Макдоналдсе в центре города.

Так удачно получилось, что в Ювяскюля мы оказались как раз в день открытия ежегодного фестиваля Yväskylan kesä. Весь день на пешеходной улице выступали артисты и уличные музыканты. Дети с восторгом посмотрели представление молодежного цирка Sori из Тампере. Жонглеры, акробаты и фокусники настолько увлекли зрителей, что на пешеходной улице образовалась настоящее столпотворение!..
Осталось время и для шоппинга. В Ювяскюля удобно делать покупки: все центральные магазины находятся на главной пешеходной улице.

Дети отправились с папой в детский автогородок в Виитаниеми. Там юные «асы» от четырех до десяти лет могут самостоятельно кататься на педальных машинах – конечно, под присмотром родителей. Инструктор помогал нашей Машеньке управлять машиной. Этот детский ралли-парк построен в честь Neste Ralli – знаменитых автогонок, которые ежегодно проводятся в районе Ювяскюля. В этом году гонки будут проходить в начале августа, так что, к сожалению, мы на них не попали. Но Сергей уже загорелся и начал строит планы на будущее: может быть, в следующем году мы сюда вернемся?..

Уставшие, мы поехали в летнюю гостиницу Amis. В этом отеле, а также в некоторых других существуют скидки для семей. Просторный четырехместный номер с дополнительной кроваткой для Маши обошелся нам в 60 euro.

Среда 13 июля
Выспавшись и позавтракав, мы отправились дальше. Взяли курс на Тампере, в 150 километрах от Ювяскюля. Это один из самых крупных городов Финляндии с населением около 200 тысяч человек. Дорога заняла у нас всего полтора часа.

Район Писпала расположился на крутом холме, с двух сторон окруженном озерами Нясиярви и Пюхяярви. Первые постройки появились здесь без какого-либо архитектурного плана, в ход шло буквально все, что, как говорится, под руку попадалось. Позднее деревянные дома реставрировали. Сегодня Писпала – самый престижный район города.

Из Писпалы мы отправились на прогулку в центр города, зашли в кафе на берегу реки Таммеркоски. Под шум воды на порогах я рассказала детям, что раньше здесь, в зданиях из красного кирпича, был завод, а сейчас в бывших заводских помещениях открыт центр прикладного искусства и выставочный зал.

Потом мы решили посетить Художественный музей Тампере, где познакомились с традиционным и современным финским искусством. Оказывается, при музее открыт еще один. Называется он «Долина Муми-троллей». Маша обожает истории про этих милых существ, так что мы побывали еще и в этом музее. «Долина Муми-троллей» находится в здании библиотеки Мэтсо, архитектурного памятника города. Там выставлены оригиналы рисунков, набросков и иллюстраций для обложек, выполненные самой Туве Янссон. Маша очень обрадовалась, что узнала всех персонажей! Кроме рисунков, здесь около сорока трехмерных макетов интерьеров из Долины Муми-троллей. Мы словно в сказку попали…

Место для обеда в этот раз выбирали с пристрастием: ресторан Näsinneula находится прямо в смотровой башне! С высоты 124 метров хорошо виден и город, и окружающий его лес, и озера. Расположившись за столиком, мы заметили, что башня медленно поворачивается. В какой-то момент возникло ощущение – падаем! Официант объяснил, что башня делает один оборот в час.

После обеда отправились в центр развлечений Särkkäniemi, всего в двух минутах ходьбы от смотровой башни. Кроме аттракционов там есть зоопарк, планетарий, аквариум и дельфинарий. Нюся с восторгом посмотрела представление, где дельфины выполняли невообразимые трюки. А потом помогала кормить этих удивительных животных.
На ночь мы остановились в хостеле Uimahallin maja в центре города. Четырехместный номер на сутки обошелся нам в 88 euro.

Четверг 14 июля
Сначала мы планировали из Тампере ехать в Наантали, в знаменитый детский парк «Страна Муми-троллей». Однако после такого количества достопримечательностей в Ювяскюля и Тампере хотелось провести день поспокойнее. Мы отправились в Пори, это чуть больше ста километров от Тампере.

Недалеко от Пори есть длинный песчаный пляж Юутери – популярное место семейного отдыха в Финляндии. Мы отошли подальше от общественного пляжа и устроили пикник с салатами, бутербродами и фруктами. С погодой нам повезло: день выдался жарким, и мы с удовольствием искупались в море. Берег в Юутери красивый: несколько километров золотого песка!

Рядом с пляжем построен аквапарк, который дети сразу же заметили. И тогда мы решили вместо «Страны Муми-троллей» посетить аквапарк, тем более что было очень жарко и всем снова захотелось купаться. Антошка и Нюся назвали водный парк «самым прикольным местом во всей Финляндии». На ночь мы разместились в курортном SPA-отеле Yyteri при аквапарке.

Пятница 15 июля
В пятницу утром встали рано. Нам предстояло преодолеть 240 километров, чтобы доехать до Хельсинки...
На полпути мы остановились пообедать в ресторане у дороги. Нам накрыли стол на свежем воздухе. Вокруг дома бродили овцы, и Нюся побежала посмотреть на них, пока мы ждали заказ.
До Хельсинки добрались достаточно быстро. Остановились в центре города, в хостеле Eurohostel. После короткого отдыха выбрались на прогулку по столице. В порту, откуда отправляются паромы в Швецию,

Антошка удивлялся: как такой многоэтажный дом не тонет и кто же осмелится плыть на нем до Стокгольма? Пройдя мимо Успенского кафедрального собора, самого большого в Западной Европе православного храма, вскоре оказались на Кауппатори – рыночной площади. Здесь вовсю гудела ярмарка: продавались сувениры, свежие овощи, фрукты и ягоды.
От Кауппатори тоже отправляются паромы – в зоопарк на остров Коркеасаари. Сами финны называют их речными трамваями. «На таком пароме даже Машка может не бояться плыть», – заявил Антошка и смело поднялся на борт.

В зоопарке мы попали в Kissalaakso – парк «Долина кошек». Нюся с Машкой удивлялись, что там не было ни одной кошки, зато были рыси, тигры, леопарды и другие хищники. Неужели все они – родственники кошек, милых домашних питомцев?!
В зоопарке много экзотических зверей из Африки, Азии и Южной Америки, но почему-то наших детей больше всего интересовали северные представители животного мира: лисы, олени, белые медведи. Совы сидели в огромных клетках и буквально сверлили нас взглядом. На острове свободно прыгали белки, гуляли утки, павлины.

После зоопарка мы вернулись на материк, перекусили в итальянском ресторанчике, погуляли немного по центру Хельсинки. Обратили внимание на то, что велосипедистов много, и для них есть даже специальные дорожки. У музея современного искусства Kiasma собрались подростки – они выделывали потрясающие трюки на велосипедах BMX. Антошка не мог оторвать от них глаз: пока мы были в музее, стоял и смотрел на велотрюкачей. Уже в машине, по дороге в пригород Хельсинки – Вантаа, он с серьезным видом сказал: «Папа, я хочу на день рождения такой велосипед. Я уже немаленький».

В Вантаа мы направились в музей Heureka – «Эврика». Все экспонаты в нем – это интерактивные познавательные игры, наглядно демонстрирующие законы физики и различные изобретения. Можно, например, сесть на велотренажер и на практике проверить, сколько нужно кататься, чтобы израсходовать энергию одного съеденного яблока. Или с помощью двух тарелок, разнесенных в разные концы зала, узнать, как распространяются звуковые волны. И еще так много интересного!..
Для маленьких детей есть своя территория, где можно испытать, как ходят на Луне. Самые смелые могут покататься на велосипеде по веревке, натянутой на высоте трех метров. Конечно же, этот экспонат стал у Антошки любимым!

Суббота 16 июля
Наш отпуск подошел к концу – пора домой. От Хельсинки до Петербурга около 400 километров. По дороге останавливались в Котке. В этом приморском городе мы посетили «Маретариум» – прямо на берегу Финского залива. В огромных аквариумах более 50 видов рыб, обитателей Балтийского моря и водоемов Финляндии. Мы оказались в «Маретариуме» в удачное время: как раз началось выступление водолазов в большом аквариуме с лососями и угрями. Незабываемое зрелище!

Обедали в ресторане Kalastuskievari в Коркеакоски. Он находится на реке Кюминйоки, прямо у порогов Коркеакоски. Это место славится богатым уловом: здесь можно поймать лосося весом до десяти килограммов. Сергей даже расстроился, что времени на ловлю не осталось... Мы отлично пообедали: лосось, приготовленный по местным рецептам, оказался потрясающе вкусным!
Домой возвращались через пограничный пост Торфяновка. Очередь на границе была больше, чем при въезде в Финляндию, но двигалась достаточно быстро: через сорок минут мы уже мчались по российским дорогам.
***
Путешествие удалось на пять баллов! Мы не только прекрасно отдохнули, но и получили море ярких впечатлений – и всего за неделю. Особенно довольны, конечно, наши дети. А муж еще по дороге в Петербург предложил: «Давайте следующим летом поедем в Восточную Финляндию – говорят, там очень красивая природа. А может, нам уже этой зимой удастся выбраться на отпуск в Лапландию? Ни разу в жизни не катался на собачьих упряжках…»