Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Олег Каява «Почему так!?»

Тема: Консульство/ Посольство  

Журнал No: Другие статьи


1. Достигнув больших результатов в увеличении урожайности, борьбе с насекомыми на полях, человечество пропитало землю удобрениями и ядохимикатами, которые с дождевыми и грунтовыми водами попадают в реки, и далее в моря. Предположительно в полевых условиях растениями усваивается лишь около 40% всех вносимых удобрений, остальное смывается в грунтовые воды, иммобилизуется в почве или улетучивается в виде различных газообразных соединений – но в конечном итоге с осадками или реками все равно попадают в море. Подсчитано, что с одного гектара пашни ежегодно за счет поверхностного смыва уносится до 10 кг фосфора в виде удобрений и фосфорсодержащих пестицидов. При применении в качестве удобрений отходов животноводства и птицеводства в грунтовые воды и далее в моря попадают органические остатки, способствующие росту сине – зеленых водорослей, забирающих кислород из воды, что губительно сказывается на животном мире морей. Общее производство удобрений и пестицидов в странах, по территории которых текут реки, воды которых попадают в Балтийское море, составляет несколько миллионов тонн в год.

2. В Балтийское море впадает большое количество рек, площадь водосбора которых огромна (около 40 рек с притоками, общая площадь водосбора – более 2,3 млн. кв. км.), и эти реки несут в Балтику сточные (фекально – хозяйственные и производственные) воды предприятий и городов, в основном очищаемые, но из-за большой численности населения (80 – 120 млн. только в зоне водосбора) и развитой промышленности несущие в себе разные примеси – соли, тяжелые металлы, органические остатки. Течения на Балтике довольно слабые, и эти примеси постоянно откладываются на дне, отравляют морских обитателей. Можно надеяться, что органические остатки хотя бы частично переработаются донными растениями, но металлы останутся лежать на дне либо вернутся к нам с продукцией рыболовства. Ежегодно в Балтику попадают по разным оценкам до 4 тыс. т меди, 4 тыс. т. свинца, 50 т. кадмия, 33 тонны ртути. После Чернобыльской аварии в море появились радионуклиды цезия и u1089 стронция. Данные приведены ориентировочно – их можно легко найти в Интернете (достаточно погуглить в яндексе), но данные из разных источников сильно отличаются – плоды странного понимания интернетовской демократии с подменой понятия «говори, что думаешь» понятием «говори, что вздумается»). Чтобы лучше осознать масштабы происходящего, надо посмотреть на фотографии со спутников устья реки Нева в Яндекс – картах.

3. В разных местах Балтийского моря захоронены тысячи тонн иприта и другого химического оружия. Поступившие так быстро и эффективно решили свои проблемы, не задумываясь, что будущие поколения столкнутся с гораздо большей проблемой – нейтрализацией этих веществ на морском дне, так как безопасно поднять на поверхность рассыпающиеся от ржавчины бочки с ипритом, бомбы и снаряды практически невозможно. Конечно, можно подождать – утечки из боеприпасов малы по сравнению с другими загрязняющими факторами, иприт в холодных водах Балтики тяжелее воды и должен растекаться по дну, и когда-нибудь эти химикаты станут безопасными. Но, может быть, это мнение ошибочно, и это оружие еще покажет свою грозную силу. Да и психологически неприятно купаться в воде, в которой может быть растворено вещество кожно – нарывного действия. А дети могут найти кусочек полимеризовавшейся отравы, выброшенной штормом на берег, и серьезно пострадать.

4. Маслянистые вещества (фракции нефти, мазута, дизтоплива) образуют тонкую и долговечную пленку на поверхности воды, мешая проникновению кислорода в воду. Результат – постепенная деградация подводного животного мира – рыба мельчает, исчезают отдельные породы. В современный сухогруз или танкер вмещается несколько десятков тысяч тонн нефти или сырья для промышленности, производства удобрений – в случае серьезной аварии, даже если помощь придет быстро, в воду могут попасть сотни тонн химикатов. Балтийское море изобилует подводными камнями, и, к сожалению, в нас все больше укрепляется вера в надежность и безотказность компьютеров, управляющих движением судов. Другой путь попадания u1084 маслянистых веществ в Балтику – масляные пятна от автомобилей, маслянистые и жировые вещества сточных вод. Число эксплуатируемых машин огромно, количество отходов, попадающих в почву и водоемы в обход очистных сооружений тоже велико – а ведь даже один грамм масла может образовать на поверхности воды пятно диаметром больше метра – ничтожной толщины – но достаточной для прекращения поступления кислорода. В условиях недостатка кислорода гибнущая рыба и растения разлагаются с выделением сероводорода, который постепенно заполнит все впадины, как уже заполнил Борнхольмскую, Готландскую и Гданьскую.

5. Балтийское море не такое уж и большое – и экологическая проблема в одной его зоне отразится на всей акватории. Исследовать экологически опасные зоны моря, следить за ситуацией в районах крупных городов, устьев рек, несомненно, надо, но какая нам польза от исследования степени опасности или локальности распространения того или иного загрязнителя? Любой вид загрязнителя опасен, и, если мы сейчас считаем его малоопасным, то в будущем мы можем быть очень неприятно удивлены последствиями его воздействия на природу.

Можно радоваться результатам исследований морского дна, показавших, что и в сероводородных впадинах теплится жизнь. Но эти следы жизни – малая часть того, что могло бы быть. Изучать надо проблемы суши, так как именно здесь находится источник всех бед Балтики.

6. Современные суда достаточно хорошо оборудованы средствами навигации, связи, контроля состояния груза. Проблема не в качестве оборудования, а в большой плотности движения судов и количестве перевозимых грузов. На сегодняшний день морские перевозки являются самым дешевым и эффективным способом перемещения грузов, заменить их нечем, но в споре со слепой случайностью – например, штормом, сила механизмов, созданных человеком, иногда уступает силе стихии. Чем более современное и сложное оборудование мы внедряем, тем более становимся самоуверенными в его безотказности, и в результате теряем бдительность.

7. Во всех портах давно существуют структуры технического обслуживания флота – специализированные суда для откачки из морских судов фекальных масс, сбора мусора и масляных выбросов с поверхности воды и т. д., и там, где эти службы добросовестно выполняют свои задачи, вода выглядит даже чище, чем за территорией порта.

 «Если б Балтийское море было мое!»

Всем нам хочется совершить что либо великое хотя бы в мечтах – но проходят годы, и возникающие мечты быстро тают под реальной оценкой своих возможностей. И радость от случайно выигранного в лотерею Балтийского моря сменится ужасом от осознания огромной личной ответственности за него. Это – не игрушка, которую можно отбросить, когда надоест. Жажда созидательства подсказывает идеи огромных небоскребов по берегам, красивые порты, высокие мосты над проливами, ровные линии песчаных пляжей с рядами шезлонгов. Но как это повлияет на экологию моря?

Одной человеческой жизни не хватит, чтобы осмотреть акваторию Балтики – почти 400 тыс. квадратных километров, острова, проливы, фьорды, изучить все проблемы и наметить пути решения. В любом случае придется большую часть ответственности за состояние моря доверить другим людям – то есть ответственность распылится – а при огромном разнообразии проблем и задач – решение вопроса о том, кто конкретно решает ту или иную задачу превратится в отдельную проблему.

Природа миллионы лет создавала окружавшую нас обстановку – и, вырвавшись из городов, мы видим, что это у нее получилось неплохо, а главное - разнообразно. Мы же, научившись делать себе ровные квадратные бетонные жилища, стали все приводить к однообразию – даже стричь траву на лужайках – а ведь поле, где каждая травинка – разной длины – тоже по своему красиво. И приходит в голову мысль – оставить Балтийское море природе – снизить до минимума свое воздействие на него: убрать с морского дна брошенный хлам, поднять затонувшие корабли, оптимизировать маршруты грузовых и торговых судов, чтобы меньше пугать морских обитателей мощными гребными винтами, уменьшить выбросы промышленных предприятий, не застраивать далее u1073 береговую линию, не экспериментировать с подводными трубопроводами.

Тогда на многие годы море станет для людей местом общения с природой. Нам нужно будет только следить за состоянием моря, помогать ему, так как природе тяжело выдержать соседство с промышленной цивилизацией, а Балтике – из за слабых течений и извилистости заливов – трудно очиститься от его отходов. Но для решения такой задачи все равно потребуется единение всех людей, живущих вокруг Балтики.

Человек по свойствам своего характера – в основном – обыватель, решающий свои текущие задачи, то, что не является его собственностью, или не влияет непосредственно на его благополучие, или не находится в поле его зрения - теряет для него важность, а то и просто не существует. Многочисленные свалки, отравленные химикатами грунтовые воды, масляные пятна и пластиковые бутылки на поверхности морей – результат этого. Отдельным энтузиастам довольно трудно отстаивать интересы природы, так как часто они безразличны людям или не совпадают с их интересами. К этому добавляется разделение людей на государства со своими собственными политическими и экономическими интересами. Но бездействие и даже недостаточное действие может привести к образованию огромного болота, которое мы оставим будущим поколениям.

Какими же могут быть пути сохранения Балтийского моря? На помощь энтузиастам – экологам должны прийти специалисты и правительства. Необходимо начать комплекс исследовательских и инженерных работ:

1. Разработать способ абсорбции масел и жиров с поверхности воды – например, цепочки из плавающих впитывающих масло поплавков в местах течений или в проливах, растянутые наподобие рыбацких сетей, но на поверхности, периодически заменяемые для очистки или содержащие катализатор для разложения масел.
2. Разработать способ нейтрализации сероводорода на глубине с образованием безопасных осадков – нужны специалисты – химики для разработки соответствующих реагентов, высокопроизводительная аппаратура, способная доставить реагенты в места скопления сероводорода u1080 и способная работать при высоком давлении воды в присутствии химически активных веществ. Конечно, течения в Балтике слабые, что позволяет сыпать реагенты прямо на поверхность 4 моря, но часть, растворившаяся в воде до входа в сероводородную зону, только добавит химикатов в уже загрязненную воду.
3. Разработать способ разложения органических взвесей – тоже с выпадением нерастворимых осадков.
4. В связи с большой опасностью подъема боевых химических веществ со дна Балтики – обследовать места захоронений боеприпасов (например, с помощью спускаемых глубоководных видеокамер), составить точные карты расположения боеприпасов, и засыпать эти места, образовав искусственные отмели. Вариант - прикрытие этих мест огромной мелкосеточной структурой – постепенно она забилась бы принесенными течениями донными взвесями, несколько слоев такой сетки создадут хорошую преграду между боеприпасами и чистой водой.
5. Рассмотреть способы уменьшения попадания минеральных удобрений в реки, для начала хотя бы разместив вокруг полей лесополосы из деревьев с глубокой корневой системой. Такие же заградительные полосы можно разместить вдоль всех рек, вокруг свалок, вокруг городов. Это не решение проблемы, а только незначительное торможение её нарастания. Необходимо придумать более рациональный способ использования удобрений и ядохимикатов, уменьшающий их смыв в реки.
6. и так далее – от модернизации очистных сооружений до выуживания пластиковых бутылок – работы много и главное – приобретенный опыт пригодится в дальнейшем во многих местах на Земле – человечество за последние сто лет обеспечило себя экологическими проблемами наверное на ближайшие двести лет, и каждый новый день увеличивает этот срок на год.

Но … это все рассуждения на тему «а хорошо бы было, если бы…» - реальность такова, что, глядя на стиральную машину, сливающую в канализацию воду с отработанным «особо эффективным» стиральным порошком, я, как и все, надеюсь, что кто-то где-то очистит эту мылкую серую жижу и я не окунусь в нее на одном из Балтийских пляжей.


12.04.2010

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Визовые истории Кари Лехтонена

На дипломатической культурной кухне

А вы любите финское кино?

Первая женщина­-консул

В гости к президенту!

Визовый центр превратится в one-stop shop

10 шагов к визе

Виза без очередей

Где в Финляндии жить хорошо?

Оформление шенгенской визы не усложнится

Мария Фиронова «Знак вопроса для будущего»

Яна Акулинина «Я хочу что б оно было!»

Олеся Арнаут «В плену цветущих водорослей»

Андрей Глушаченко «Ядовитое кладбище»

Н. Голубева «Моя Балтика»

Андрей Кашкаров «Балтика в опасности!»

Константин Крюков «Опасные трофеи»

Вита Пшеничная «Земля заповедная»

Владимир Юденков «Как море оказалось «заложником» человечества»

Ксения Кесслер «Балтийское море – твой дом! Заботься о нем!»

Владислав Пивнев «Чистое море – чистая совесть!»

В Европу без визы?

«Двадцать первый век» продолжает наступление на регионы

Верните меня на Родину!

В помощь Айболиту – «Полис-Шенген»

Команда 21-го века

Полезные советы для тех кто собрался оформлять визу

"Зеленая карта": сделано в России!

Полис для "экстремала"

АВТО-пропуск в Финляндию ("Зеленая карта")

Друг в беде не бросит (страхование выезжающих за рубеж)

Очереди за визами останутся в прошлом

Выдача виз: быстрее и легче

Страна благоденствия

Полис для горнолыжника

Финляндия – основная страна пребывания

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии