Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Воспоминания, которые возвращаются

Тема: Искусство / Литература  

Журнал No: 2 (144) скачать PDF-версию


Память иногда сравнивают с большим альбомом, со старыми, беспорядочно перемешанными фотографиями. Финские ученые совершенно серьезно считают, что упорядочить воспоминания могут обычные занятия рукоделием. У нас в гостях исследователь декоративно-прикладного искусства профессор Синикка Пёллянен. Она представляет отделение прикладной педагогики и педагогического образования философского факультета Университета Восточной Финляндии (Савонлинна).

Лечение с увлечением

– Синикка, это правда, что аналогов тому, чем занимается ваш университет, нет в мире, хотя направление у всех на слуху?
– Исследование декоративно-прикладного искусства – молодая междисциплинарная отрасль науки, она действительно уникальна в мировом масштабе.

– А с чего все началось?
– В 1982 году – с текстилеведения, изучения работы с этим материалом и появления в Финляндии профессуры в данной области. Хотя, конечно, можно сказать, что зачатки исследования декоративно-прикладного искусства возникли даже раньше, сто лет назад – в 1881 году, когда в стране началась подготовка преподавателей рукоделия, хотя окончательное название дисциплины было сформулировано только в 1990-х.

– Это как-то связано с серьезными переменами в финской системе образования тех лет?

– В 1980-е годы в Финляндии происходило внедрение научного подхода в образование учителей. Преподаватели в области декоративно-прикладного искусства, как, впрочем, и других предметов, стали получать обязательное высшее институтское образование с присвоением степени магистра. Во время этой реформы появились две новые научные отрасли: исследование декоративно-прикладного искусства и исследование области домашнего хозяйства. В нашем вузе выбор пал именно на исследование декоративно-прикладного искусства, так мы давно занимались текстилеведением...

– С какими науками стыкуются исследовательская работа и изучение области декоративно-прикладного искусства?
– С культурной антропологией, историей культуры, психологией, педагогикой, феминологией, семиотикой. Отправной точкой в этой научной отрасли в первую очередь являются гуманитарные науки, психологические, художественно-эстетические, социальные, культурно-исторические и социально-экономические аспекты человеческой деятельности, а также естественнонаучные и технологические слагаемые.

– Есть ли основания полагать, что занятия полученными в наследство от наших предков видами рукоделия – вязанием и ткачеством – влияют на продолжительность жизни?

– Деятельность, направленная на достижение определенной цели и положительного результата, всегда играет основную роль в выживании человечества и развитии общества. В аграрном обществе рукоделие было весомой частью повседневной жизни. Причем изделия, как правило, использовались в быту. Человек с золотыми руками в моей стране всегда был в почете. Особенно если он проделывал весь цикл, начиная с работы с сырьем. В обществе потребления значение рукоделия изменилось. Теперь оно уже не служит для удовлетворения материальных потребностей, и мы можем просто покупать изделия в магазине.

– И тем не менее финны любят тратить время на рукоделие.

– Это у нас в стране одно из наиболее популярных увлечений. Рукоделием занимаются в свободное время 67% финнов. Результаты наших исследований показывают, что этот вид деятельности имеет ярко выраженный терапевтический эффект, улучшает самочувствие.

– С чем это связано?

– Факторы разные: иногда влияет отношение человека к тому или иному материалу, чувство от полученного результата, развитие физических и когнитивных качеств, ощущение контроля над собственным телом, умение сосредоточиться. Причем это терапевтическое средство проявляет себя как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

Они используют давно забытые слова


– Получается, что наши прабабушки долго жили, потому что прясть и вышивать умели?
– Может ли занятие рукоделием увеличивать продолжительность жизни – сложный вопрос, так как непосредственных исследований на эту тему пока не проводилось. Тем не менее известно, что все долгожители считают свою жизнь значимой, а потому они, как правило, всегда активны, деятельны. Лично я убеждена, что занятие рукоделием может поддерживать хорошее самочувствие человека на протяжении всей жизни.

– Недавно читала новость, что в Главном управлении образования Финляндии считают, что сейчас навыки прописи нужны все меньше и учеников начальной школы надо обучать печатать на компьютере, этот проект стартует нынешней осенью. А прописи будут преподаваться факультативно… А вот японские чиновники, напротив, хотят ввести в школах изучение каллиграфии.
– Я совершенно согласна с тем, что письмо рукой активизирует деятельность всех зон мозга. Сейчас аналогичные неврологические исследования проводятся и в отношении декоративно-прикладного искусства. Я, например, изучала, как влияет рукоделие на людей, страдающих деменцией (болезнь Альцгеймера).

– Еще один интересный факт: ученые полагают, что люди, пользующиеся навигатором, больше подвержены болезни Альцгеймера, нежели те, кто ориентируется сам – мозговой центр получает необходимые импульсы, и активность сохраняется…
– Влияние рукоделия на людей, страдающих деменцией, изучено мало. Но мое собственное исследование все же показало, что, когда старики вспоминают, как работать руками, это их стимулирует к общению и возвращает воспоминания. Они начинают охотно разговаривать, используют давно забытые слова и припоминают старые события и ощущения. Им удается очень хорошо вспомнить то, что они умели раньше. Взяв в руки нитку и крючок для вязания, они делают петли, обдумывают разные решения и обращаются с изделиями и инструментами так же, как, собственно, и профессиональные мастера.

По результатам опросов, многие пожилые финны сознательно используют занятия декоративно-прикладным искусством для тренировки памяти – например, при выполнении работы, когда надо считать нитки или петли либо изучать и запоминать сложные узоры со множеством деталей. Я считаю, что благодаря тренировке памяти можно предотвращать или замедлять течение заболеваний, с ней связанных.

Дамаст и не только


– Синикка, а Вы сами занимаетесь рукоделием в свободное время?
– Время от времени. Я недавно стала бабушкой, вяжу для внучки и делаю игрушки. Хотя опять-таки по моим наблюдениям исследовательская работа подразумевает такой же креативный и созидательный процесс, как и занятия собственно рукоделием, хотя изделий в результате не появляется. Моя работа частично заменила мне желание шить или что-то в этом духе.

– На какой временной исторический отрезок в Финляндии выпал пик занятий декоративно-прикладным искусством, как часто создавались в стране шедевры?

– Сложный вопрос, ответ не лежит на поверхности, потому что трудно разграничить рукоделие и искусство, а в разные периоды выходили на передний план разные виды рукоделия. Но я попробую описать положение дел в общих чертах. Пик развития декоративно-прикладного искусства приходился на период с середины XIX по начало XX века, идет ли речь об орнаментах или о прочих видах рукоделия различных регионов. С другой стороны, художники, творившие в обе половины XX века, активно создавали произведения, которые можно отнести как к декоративно-прикладному искусству, так и к художественному (такие как ковры Liekki («Пламя») авторства Аксели Галлен-Каллела). При этом они не изготавливали изделия самостоятельно: сначала продумывался дизайн, после чего мастера создавали изделие по проекту самостоятельно либо совместно с автором (например, художественные дамасты* Доры Юнг).
*Дамаст – ткань (обычно шелковая), одно- или двухлицевая с рисунком (обычно цветочным), образованным блестящим атласным переплетением нитей на матовом фоне полотняного переплетения.

В настоящее время граница между искусством и рукоделием размылась, и многие художники сами занимаются как проектированием, так и изготовлением своих изделий. Становится распространенным так называемое современное народное искусство – любой желающий может создавать предметы искусства своими собственными руками.

Что чаще покупают иностранцы


– Учат ли в финских детских садах и школах рукоделию? Интересно ли это финским детям?

– В детских учреждениях рукоделие входит в учебный план как предмет. Маленькие финны любят мастерить под руководством воспитателя. Это очень важные занятия, во время которых не только прививаются определенные навыки, но и изучаются определенные области искусств. В отличие от многих других стран рукоделие в финских школах – отдельный предмет. Оно включает как техническую работу (по дереву, по металлу, с пластмассой, с электрикой), так и работу с текстилем (шитье, вязание на спицах и крючком, ткачество, вышивка, печать на ткани, валяние войлока).

– По-прежнему ли в Финляндии покупают предметы декоративно-прикладного искусства? Что, на Ваш взгляд, чаще всего приобретают иностранцы?

– В Финляндии изделия ручной работы обычно покупают в подарок или если сами хотят иметь авторскую работу. У нас есть, например, большая сеть магазинов Taito-shop, в которых представлены предметы декоративно-прикладного искусства. Во многих небольших населенных пунктах есть местные точки продаж. Кроме того, изделия ручной работы почти всегда можно встретить на многочисленных выставках-ярмарках. Государство заинтересовано в организации таких выставок и оказывает большую помощь. Туристов больше всего интересует так называемое лапландское рукоделие, из дизайнерских изделий – продукция Marimekko и все, что связано с муми-троллями, но учтите, сейчас мы говорим о том, что изготавливается промышленным способом. Мне хотелось бы, чтобы туристы чаще покупали качественные, уникальные изделия, изготовленные финскими профессиональными мастерами. Ведь это не только хорошие сувениры, это вещи, проверенные временем, и они имеют огромное практическое значение.

Нам есть чему поучиться друг у друга

– Как Вы считаете, российским студентам было бы интересно получить образование в вашем вузе?
– В каждой стране существуют свои особенности, в том числе и в декоративно-прикладном искусстве, всем нам есть чем поделиться друг с другом.

Беседовала Светлана Аксенова


24.02.2015 15:03:00

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Эссе Ханну Мякеля "Семеро сирот в школе жизни"

«Я бродила по мирам…»

Русское волнение Розы Ликсом

Книга, которую стоит прочесть

А все из-за одной обгоревшей спички

Вот какая акустика!

Таблетка от одиночества

Работа длиною в жизнь

Финский Голливуд

Интервью журналу Eeva

Она пыталась рисовать щупальцами

XXII Неделя кино Финляндии в Санкт-Петербурге

За кулисами Suomen Kansallisooppera

Вот такое кино…

Mikä Suomi oikein on? Или, что такое Финляндия…

Глазами сказочника

На языке сказки

Приятного просмотра!

Финское кино - 2010. Место под солнцем.

Ханну Мякеля "О моей жизни"

На языке эльфов

Память, потонувшая в мифах

Человек, который видел Йолупукки

ХХ Неделя кино Финляндии

Девятая волна финского дизайна

Без излишеств

Сумасшедшая Финляндия

Финляндия в глазах прессы

Театр на чемодане

«2X2» финн-арта

Финский гамбит

Библиотеки в автобусе

Волшебная сила слова

Вся правда о Муми-тролях

Рацио и эмоцио финского ренессанса

7 современных финских пьес - 7 проблем финского общества

Что волнует финнов

Розы? – Книги!

Лучший друг финна

В Санкт-Петербурге открылась фотовыставка, посвященная Финляндии.

Простая и великая Туве

Жизнь как колдовство

Чужой среди своих

Под музыку великого магистра

Феномен Простоквашино

В Финляндии обнаружена мебель семьи Романовых

Православие по-фински

Элиас Лённрот – собиратель рун

Культурный вопрос

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии