Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Финский Голливуд

Тема: Искусство / Литература  

Журнал No: 9 (131) скачать PDF-версию


Финское киноЛюбите ли вы финское кино, как любим его мы? Считаете его сложным для восприятия и чересчур пессимистичным? А что если оно просто ДРУГОЕ?..

«Живые картинки» Люмьер

Кинематограф Финляндии имеет долгую историю, которую небезынтересно было бы проследить в хронологическом порядке. Начало было положено братьями Люмьер в  «Синематографе Люмьер». Ровно через шесть месяцев после парижской премьеры «движущихся картинок» (это произошло 28 июня 1896 года. – Прим. ред.) предприимчивые французы устроили первый публичный показ в Хельсинки. Чуть позже финны попытаются подражать французам и самостоятельно изготовят «живые картинки» на финский лад. Следом за этим появятся первые документальные зарисовки и зародится жанр неигрового кино. Уже к концу XIX века кинематограф проникнет во все уголки страны и даст толчок к появлению отечественного кинопроизводства.

Все началось с "тайных самогонщиков"

В начале XX века в стране появилось множество студий-однодневок. Их владельцы мало думали о качестве и много – о прибыли. Нужно ли говорить, что итог был плачевным и слезы лились вовсе не на экране. Первым постоянным создателем короткометражных фильмов стало фотоателье Карла Эмила Стольберга Apollo. За период 1906–1913 гг. там было выпущено 110 кинолент. Именно ApolloStudio стало владельцем первого настоящего кинотеатра Финляндии Maailman ympäri («Вокруг света»), который был открыт в Хельсинки в апреле 1904 года. Именно там вышел на экран первый в истории страны несерьезный финский фильм «Тайные самогонщики» (Salaviinanpolttajat). Тема была актуальной, подана с юмором и финнам пришлась по вкусу.

ApolloStudio было сложно избежать и увлечения кинодокументалистикой. За десять лет существования здесь было снято более трехсот картин, которые, увы, канули в Лету, несмотря на любовь финнов к созданиям музеев. В 1919 году финский режиссер Эркки Кару основал компанию Suomen Filmikuvaamo Oy, в 1921-м она была переименована в Suomi-Filmi Oy. Эркки Кару совмещал в ней несколько должностей. Был и генеральным директором, и ведущим режиссером.

Его дебютом стал фильм по произведению Вяйнё Катая. Лента, снятая в жанре полнометражного кино, имела успех, так же как и последующая работа – экранизация пьесы поэта Алексиса Киви «Сапожники Нумми» (Nummisuutarit). Работа компании шла успешно, сотрудники занимались продюсированием, организацией проката внутри страны и за рубежом, причем в Suomi-Filmi все это происходило настолько успешно, что конкурировать с ней было трудно.

К сожалению, после глобальной депрессии, последовавшей за биржевым крахом 1929 года, Suomi-Filmi столкнулась с финансовыми трудностями. Акционеры обвинили Эркки Кару в финансовой безответственности, и в 1933 году ему пришлось уйти в отставку. Спустя месяц он создал новую компанию – Suomen Filmiteollisuus, известную в мире по логотипу «СФ» (SF).

Кино тоже имеет национальность

Две кинокомпании диктовали основные направления развития кинематографии в стране. К тому времени стиль «национального финского кино» уже получил признание в других странах. Что интересно, в 1930-е всплеск национального кинопроизводства был отмечен во всем мире. Одной из главных причин было то, что кино вдруг заговорило на своем языке. Одной из первых финских неигровых звуковых лент стала «Невеста лесоруба» (1931) режиссера Кару. Появление звукового кино совпало с экономическим спадом и нестабильностью политической ситуации в мире. Европейские страны были поневоле вынуждены ограждать себя от засилья иностранной кинопродукции методом введения драконовских налогов. А правительство Финляндии, в свою очередь, понимая, что киноискусство является мощным оружием пропаганды, снизило налоговые сборы на документальные финские фильмы и полностью освободило от выплат художественные, что вызвало невероятный подъем в области киноиндустрии.

Лучшим довоенным фильмом, так называемым идеальным ключом, подходящим к финской душе, стала картина «Юха» (реж.Тапиоваара) по одноименному роману Юхани Ахо. Сюжет довольно прост, как и сама жизнь: простодушный финский крестьянин воспитывает сиротку. Впоследствии она становится его женой, после чего следует предательство. Обычная семейная драма, перерастающая в общечеловеческую. Смесь чувств и усталости, тихая задумчивая грусть, акцент на, казалось бы, даже незначительных проблемах, которые рассматриваются по-фински «под лупой», долгие паузы и тишина – все то, что было так характерно для национального кинематографа.

Неудивительно, что модные вестерны, гангстерское кино впоследствии обошли финское киноискусство стороной, и многие фильмы в 60-70-е годы были сняты именно по романам известных национальных писателей.

Кинотеатров в Финляндии было не меньше, чем во Франции

Военные годы не могли не сказаться на развитии киноиндустрии отрицательно. Впрочем, и тогда, когда в сентябре 1944-го Финляндия заключила перемирие с СССР, лучше не стало: производство фильмов в Хельсинки полностью прекратилось из-за отсутствия пленки. Suomen Filmiteollisuus сдала на некоторое время в аренду свои студии успешно развивавшимся шведским кинокомпаниям. Но свято место пусто не бывает, и основным поставщиком кино в мире стал Голливуд. В кинотеатрах Финляндии в послевоенные годы американские фильмы составляли 60% от всего репертуара. И в Финляндии было не меньше кинотеатров, чем во Франции. Производство отечественных картин набирало обороты постепенно. Пройдет время, и расходы на них почти полностью окупятся внутри страны.

Государств помогало, как могло

В конце 1950-х стало понятно, что финский кинематограф требует поддержки и государственных субсидий. В начале 60-х, в целях поощрения высокого качества и стимулирования конкуренции, киностудиям и кинематографистам присуждались государственные премии, были полностью отменены налоги. Но время шло, и киноиндустрия не могла существовать в прежних рамках. Режиссер Тойво Сярккя, в то время возглавляющий SuomenFilmiteollisuus, продает права на демонстрацию двухсот фильмов телевидению, что становится фатальным для киностудии. Она закрывается, но это вовсе не означает крах. Закат студийного кино всего лишь открывает новые перспективы.

В 1956 году в страну пришло ТВ. В гонке за зрителем кинопродюсеры в срочном порядке занялись ремейками фарсов 20-30-х годов и фильмов, основанных на классических литературных произведениях. Экранизации множились одна за другой. В результате Финляндия получила по две – а в некоторых случаях и по три – экранизации одних и тех же романов. Политику по-прежнему определяли две компании (в начале 50-х к ним присоединилась третья –Fennada Film). В 1969 году в стране произошло событие, повлиявшее на дальнейшую судьбу финского кинематографа, – учреждение Кинофонда Финляндии, который стал принимать решения о выдаче государственных грантов кинематографистам, помощи молодым кинематографистам, ведать выплатами за повторное использование кассет и, что важно, регулировать права телевизионного показа.

Почему финские фильмы сравнивают с японскими

В 80-е годы в финском кинематографе произошла смена поколений. Прославивший свою страну далеко за ее пределами Аки Каурисмяки по-прежнему настойчиво снимает специфические национальные фильмы. Как отмечает прозаик Лариса Йоонас: «Если бы у меня было еще лет сто пятьдесят жизни, я прожила бы их, как герои Каурисмяки: их счастье в том, что для них не существует времени. Они все люди без прошлого и будущего. Люди без возраста и эпохи. Это люди истинного ощущения, всегда самого верного в один-единственный момент – в момент переживания». Каурисмяки начинает с действия, а продолжает созерцанием. Не потому ли финские фильмы так любят сравнивать с японскими?

И в завершение хочется сказать, что Финляндия никогда не была страной великого кинематографа. Это скорее страна литературы. Рассказ (роман) здесь всегда на первом месте, кино, которое по нему снято, – на втором. Поэтому, чтобы научиться смотреть финские фильмы, нужно прежде всего научиться читать и понимать финские произведения, слышать их чистую, тихую музыку и думать, думать и думать.

 (При подготовке статьи использованы материалы журнала «Иностранная литература» № 9, 2009 г.)

 Кинофакты

***
Большинство современных финских кинотеатров имеет 5–9 разных по размеру зрительных залов. Самыми крупными считаются Tennispalatsi и Kinopalatsi (Хельсинки). Они принадлежат предприятию Finnkino Oy. У сети Finnkino самое большое количество кинотеатров в Финляндии (17 в 11 городах).

Билеты можно купить на сайтах кинотеатров и в кассах. Их стоимость в кинотеатрах Finnkino колеблется от 6,80 до 13,50 € в зависимости от дня недели, времени и типа фильма. Во всех цифровых залах кинотеатров Finnkino есть оборудование, позволяющее показывать фильмы в формате 3D с иллюзией объемного изображения. Finnkino использует систему XpanD 3D.

***
Впервые технологии 3D появились в Финляндии в кинотеатрах Finnkino Flamingo (Вантаа), Bio Rex (Хяменлинна), Bio Rex (Каяани) и Tapio (Йоэнсуу). Для просмотра 3D-фильмов необходимы специальные очки. Они выдаются при входе в зал. Специальные активные 3D-очки XpanD позволяют видеть четкое изображение и приспособлены для просмотра фильмов на широком экране. Их даже можно надевать поверх собственных очков. Аккуратистам не стоит беспокоиться: очки обрабатываются после каждого сеанса и изготовлены из экологически чистых материалов. Благодаря сменным батарейкам срок их службы длится несколько лет.

***
У финнов нет мастеров, равных Тарковскому, но все же плеяда талантливых финских режиссеров впечатляет: Теуво Тулио, Эрик Бломберг, Пекка Парикка, Аки Каурисмяки, Аку Лоухимиес, Маркку Пёлёнен, Алекси Мякеля.

***
Самые большие зрительские симпатии в стране в этом году получила лента «21 способ испортить брак» (21 tapaapilataavioliitto, реж. Йоханна Вуоксенмаа). В Финляндии ее посмотрело уже более 400 000 человек, приобрели на DVD 50 000 человек.


24.10.2013 15:23:00

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Эссе Ханну Мякеля "Семеро сирот в школе жизни"

«Я бродила по мирам…»

Русское волнение Розы Ликсом

Книга, которую стоит прочесть

А все из-за одной обгоревшей спички

Воспоминания, которые возвращаются

Вот какая акустика!

Таблетка от одиночества

Работа длиною в жизнь

Интервью журналу Eeva

Она пыталась рисовать щупальцами

XXII Неделя кино Финляндии в Санкт-Петербурге

За кулисами Suomen Kansallisooppera

Вот такое кино…

Mikä Suomi oikein on? Или, что такое Финляндия…

Глазами сказочника

На языке сказки

Приятного просмотра!

Финское кино - 2010. Место под солнцем.

Ханну Мякеля "О моей жизни"

На языке эльфов

Память, потонувшая в мифах

Человек, который видел Йолупукки

ХХ Неделя кино Финляндии

Девятая волна финского дизайна

Без излишеств

Сумасшедшая Финляндия

Финляндия в глазах прессы

Театр на чемодане

«2X2» финн-арта

Финский гамбит

Библиотеки в автобусе

Волшебная сила слова

Вся правда о Муми-тролях

Рацио и эмоцио финского ренессанса

7 современных финских пьес - 7 проблем финского общества

Что волнует финнов

Розы? – Книги!

Лучший друг финна

В Санкт-Петербурге открылась фотовыставка, посвященная Финляндии.

Простая и великая Туве

Жизнь как колдовство

Чужой среди своих

Под музыку великого магистра

Феномен Простоквашино

В Финляндии обнаружена мебель семьи Романовых

Православие по-фински

Элиас Лённрот – собиратель рун

Культурный вопрос

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии