Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Транспорт.fi

Тема: Активный отдых / Спорт  

Журнал No: 2 (124)


Транспорт в ФинляндииВ разговорах о Финляндии очень часто затрагивается тема транспорта. Давно известны основные его черты: удобство, точность, современность… Можно даже добавить – дружелюбность. Неудивительно, что 80% жителей миллионного Хельсинки полностью удовлетворены его работой.

Но транспорт финской столицы – это отдельная история, транспортная жизнь Финляндии много шире, разнообразнее и, быть может, менее известна. Поэтому хочется остановиться именно на тех моментах, которые часто остаются «за кадром».

Дорожная быль

Первая «настоящая» дорога появилась в Финляндии еще в XIII веке: она соединила Турку (по-шведски – Або, первую столицу) и крупную крепость Хямеенлинну (Тавастхус), но служила поначалу для перегонки домашнего скота (она и название имела соответствующее – Воловья). Чуть позже появились дороги до Выборга, Порвоо, Раума… Пока, наконец, знаковая личность – шведский король Густав Васа в середине XVI века не повелел основать город Хельсинки.

Вскоре появилась Королевская дорога (Kuninkaantie), которую также называли Прибрежной, потому что она проходила вдоль побережья Финского залива – от Турку через Хельсинки и Порвоо до Выборга. Средневековые путешественники не раз отмечали, что качество шведских дорог (в то время Финляндия входила в состав Швеции) было несравненно выше, чем на русской стороне, да и самих дорог было больше…

Сейчас дела обстоят схожим образом. В стране с пятимиллионным населением насчитывается порядка миллиона автомобилей, но и сеть дорог развита хорошо. Как-то раз мы с другом решили совершить маленькое путешествие из Ловиисы до Мюллюкоски напрямик (чтобы не делать большой крюк через трассу Е18). Так как навигаторы тогда только появлялись, а карты с собой не было, то вполне закономерно, что мы заблудились. Оказавшись на маленькой проселочной дороге, мы удивились ее качеству: она не была асфальтированной, однако езда в темноте особых проблем не доставляла. И даже указатели, как мы увидели чуть позже, присутствовали. Вскоре мы добрались до точки назначения.

Финские дорожные рабочие используют европейскую технологию укладки дорожного покрытия – трехслойную. В качестве амортизирующего слоя используются старые автопокрышки: и экономно, и экологично. Само строительство дороги поначалу выглядит весьма необычно: вся обочина завалена старыми надрезанными поперек автомобильными покрышками, которые топорщатся в разные стороны… И минимум техники вокруг.

Экологическая сторона транспортного вопроса в последнее время на виду: в Финляндии пытаются ввести новый стандарт бензина, который считается более безопасным для окружающей среды. Правда, около 30% автомобилей работают на нем с перебоями. Некоторые финны-автолюбители подозревают, что таким образом государство хочет заставить автовладельцев поменять машины на новые… Но наиболее обеспеченные уже покупают электромобили, тем более что финский электромобиль ERA занял призовое место на международном конкурсе новых достижений в области транспорта в 2010 году (машина почти полностью сконструирована студентами!).

В целом по стране электромобилей еще очень мало, около 200, зато государство обещает их владельцам всяческие льготы. Например, бесплатную парковку в центре Хельсинки. Или возможность проезда по полосам движения, отведенным только для автобусов. Или временно освободить владельца такой машины от выплаты транспортного налога. Тем самым финские власти стараются перенять датский и норвежский опыт: там такие льготы вовсю используются, а многие отели предлагают электромобили напрокат.

Но в Финляндии на данный момент ситуация сложная: в стране существует всего 150 заправок для электромобилей (в Хельсинки – 6), хотя в самое ближайшее время их количество обещают увеличить до 1000. Также Хельсинки не спешит переходить на CO₂-нейтральный транспорт (такси), широко используемый, например, в Копенгагене. Правда, другой экологический вид транспорта всегда на виду у жителей и гостей столицы – трамваи.

Столичные «штучки»


Трамваи в Хельсинки появились на рубеже XIX и XX веков. Их движение вскоре стало привычным городским явлением, а сеть их маршрутов разрасталась. Но из-за последствий Второй мировой войны наступил упадок. Даже возникал вопрос об их упразднении как неэффективного вида транспорта (по аналогии с большими городами Европы, где метро довольно быстро вытеснило трамваи), но зеленые вагончики в Хельсинки выстояли (в Турку и Выборге они со временем исчезли).

Теперь никто не сомневается в необходимости хельсинкских трамваев, спорят только о сохранении исторической желто-зеленой расцветки – этот вопрос особенно остро стоял в конце 80-х. Трамвайная система Хельсинки полностью автоматизирована. На большинстве остановок присутствуют электронные табло, на которых указывается время ожидания ближайших двух трамваев каждого маршрута. Причем время меняется динамически: если трамвай попал в затор, то и время на табло будет увеличиваться в соответствии с прогнозом. При оплате проезда часть пассажиров пользуется проездными на мобильном телефоне.

Когда в первый раз сталкиваешься с контролерами, ситуация выглядит весьма забавной: пассажиры показывают им экраны телефонов, а те улыбаются и радостно кивают головами. Ближайшим (и, наверное, более успешным) родственником трамвая принято считать метро. Правда, подземно-надземные поезда хоть движутся и быстрее, и предсказуемо точнее, но не обладают возможностью круговой экскурсии по историческим местам Хельсинки, как, например, классические маршруты трамваев 3T и 3B.

Поэтому метро можно назвать «трудовой лошадкой»: в отличие от старшего брата, который хорошо вписывается в хельсинкские «интерьеры», станции метрополитена минималистичны. Хельсинкское метро довольно молодое (его открытие состоялось в 1982 году), но уже замахивается на самостоятельность: сейчас проходят испытания автоматизированной работы поезда. Вскоре можно будет совершать поездки без участия машиниста, что давно уже практикует большой скандинавский сосед – Копенгаген.

Особняком среди транспорта столицы стоят так называемые commuter trains – сидячие скоростные поезда, соединяющие Хельсинки с ближайшими городами: Риихимяки, Вантаакоски, Карьяя, Лахти. Они современны, быстры (поездка до Лахти занимает всего час), удобны, сеть их маршрутов все больше разрастается. Эти поезда потихоньку вытесняют классические «голубые вагоны»…

Поезд, который никогда не ждет


Начиная говорить о финских поездах, сразу же вспоминаешь «Аллегро». Скоростной поезд, напрямик соединивший два города с давними историческими контактами, сейчас на виду. Три с половиной часа на скорости, близкой к 200 км/ч, пролетают вместе с маленькими станциями. «Аллегро» приучил всех к быстроте и необходимой точности: на финской стороне даже появилась поговорка: «Аллегро никогда не ждет». Почему так?

Посещая любой достаточно крупный финский железнодорожный вокзал, сразу отмечаешь для себя несколько типов поездов. Сверхскоростные Pendolino («родственники» «Аллегро»), скоростные (и часто двухэтажные) InterCity и InterCity2, скорые поезда (те самые классические «голубые вагоны»), ночные поезда (например, Хельсинки – Рованиеми) и региональные поезда местного значения – все они имеют свою иерархию, свои услуги, свой четкий график.

Но если у пассажира намечена пересадка на другой поезд, а первый поезд опаздывает, то достаточно попросить кондуктора сообщить о задержке, и второй поезд подождет (конечно, в пределах разумного). Но вот «Аллегро» никогда не ждет – у него свое, особое время. Кстати, о времени… В этом году финским железным дорогам исполнилось 150 лет (первая линия была построена в 1862 году еще в Великом княжестве Финляндском Российской империи: она соединила Хельсинки и Хямеенлинну, только через 8 лет появилась ветка до Санкт-Петербурга).

Долгие года время на удаленных друг от друга финских станциях не было единым (и даже даты: расписание составляли как по григорианскому, так и по юлианскому календарю): только в начале XX века с обретением Финляндией независимости время «выровняли». Но до сих пор не удалось унифицировать другое: ширину колеи. Нет, на территории Финляндии она, конечно, одинаковая, но ощутимо отличается от своих соседей. От России, где действует советский стандарт, всего на 4 мм (это допустимое расхождение, поэтому не нужно менять колесную базу железнодорожных вагонов или перемещать пассажиров и груз в другие вагоны), а вот со Швецией и Норвегией разница больше: в соседних странах колея уже на 89 мм (это общепринятый европейский стандарт).

Поэтому на границе между Финляндией и Швецией есть трехрельсовые перегоны, где по одной колее могут двигаться поезда обоих стандартов. Но по ним осуществляется только грузовое сообщение (хотя часто железнодорожные вагоны переправляются в Швецию из Турку в специальных железнодорожных паромах – некоторые грузы очень дорого перегружать, еще дороже менять колесную пару вагона).

Почему же у Финляндии такой своеобразный «рельсовый размер»? Все просто: данная ширина колеи досталась Финляндии «по наследству» от Российской империи, а в Советском Союзе с 1970-го по начало 90-х годов перешли на более узкую колею для увеличения скорости движения грузовых поездов.

«Плыть, плыть, плыть…»

Почему же основная транспортная связь Финляндии и Швеции проходит по воде? Дань традиции? Отчасти, конечно: корабли для перевозки пассажиров и грузов вдоль побережья Финского залива использовались еще во времена викингов (в т. ч. предков шведов). А если серьезно, то водный транспорт очень удобен в стране с длинной береговой линией, протяженность которой в Финляндии составляет 1250 км. Все начинается просто: с Торговой площади (Kauppatori) столицы отплывает паром до Суоменлинны.

Это маленькое путешествие (всего-то 20 минут!) – предвестник большого: Суоменлинна – морские ворота Хельсинки, а кораблик – один из видов городского транспорта. Но за этим просматривается другое: громадины паромов, ежедневно отправляющиеся на другие финские острова – Аландские (или за границу – в Таллинн, Стокгольм, Любек). Это важная транспортная связь. Хотя на Аландских островах используется только шведский язык (второй государственный), собираются свои налоги, заседает свой парламент, и острова даже не входят в ЕС (хотя сама Финляндия входит!), Аланды являются неотъемлемой частью страны.

Для поощрения местных жителей между островами архипелага курсирует бесплатный паром компании Viking Line, юридически принадлежащей островам. Владение большой паромной компанией приносит существенную прибыль, а транспортная статья – одна из самых доходных в собственном бюджете Аландских островов.

Еще один бесплатный и достаточно известный паром Föri, который курсирует уже более ста лет через реку Ауру в бывшей столице Финляндии Турку. Его путь составляет всего-то несколько десятков метров, но он молниеносно соединяет два очень разных берега одного города, исторически тесно связанного и с транспортом, и с путешествиями. Местные жители тепло относятся к Föri и считают его одним из символов города. В Турку сходятся многие водные пути. Кроме паромов в Швецию каждый летний сезон курсируют небольшие (и часто довольно старые, но это не значит, что они в аварийном состоянии) кораблики к островам архипелага Турку (наиболее известен заповедный остров Руиссало).

Можно даже придумать себе не совсем обычное путешествие: кораблик приплывает на крошечный скалистый остров (где умещается только причал, домик лоцмана и с десяток столов, лавок) и привозит гуляющих по случаю выходных финнов – туристов явное меньшинство. Шведский рыбный стол и веселящие напитки сопровождают беседу – с острова никуда не деться до отплытия обратно. Сам же остров можно обойти всего за несколько минут. Чем не приключение?!

Другое водное путешествие, о котором нельзя не упомянуть, – поездка по Сайменскому каналу из Лаппеенранты в Выборг (Сайменский канал проходит по территории обоих государств; русская часть канала «арендована» Финляндией). Красивые пейзажи, свежий воздух, неспешная работа многочисленных шлюзов, песни путешественников на финском языке под «живые» музыкальные инструменты скрашивают пятичасовую поездку. Но это скорее экзотическое путешествие – мы давно привыкли к другим скоростям.

Vantaa.art

Главный аэропорт Финляндии Вантаа живет своей жизнью. Он будто существует независимо от столицы, имея к ней лишь территориальное отношение… И наполнение его интерьеров весьма своеобразно.

Например, аэропорт имеет собственную арт-коллекцию: это и известная всем пассажирам Fatmi (8-метровая деревянная скульптура «мягких форм», названная в честь системы контроля за воздушным движением – ее брат Fids в настоящий момент находится в хранилище аэропорта из-за нехватки места); и скульптура Ruovikko («Тростник»), которая символизирует финскую природу и отзывается движением на каждого проходящего мимо пассажира; и Suudelma («Поцелуй»), представленный в виде двух сплетенных горелых спичек; и большой барельеф Sun of the Fells, описывающий внутреннее движение природных сил.

Это так называемая постоянная экспозиция, доступная всем пассажирам. На весь 2012 год Хельсинки стал столицей мирового дизайна. Аэропорт не смог остаться в стороне от этого события. С февраля по май в его интерьерах была открыта галерея дизайна, которая представила выставку «Сядь и воспользуйся моментом». 15 необычных стульев финских дизайнеров позволили посетителям не только познакомиться с современным дизайном мебели, но и прочувствовать саму атмосферу творчества: при входе предлагались специальные наушники, надев которые можно было полностью «выключить» звуки аэропорта.

Две временные фотовыставки, разбросанные по терминалам аэропорта, и галерея модного дизайна также подчеркивали «дизайнерское» настоящее. Хочется заметить, что все мероприятия в аэропорту обязательно предполагают участие пассажиров: например, галерея модного дизайна предлагает каждому желающему прогуляться по подиуму.

А открывшаяся в 2012 году галерея искусства, первой экспозицией в которой стали «Случайные серии альбомов» (проект, тесно связанный с Facebook) и керамические скульптуры-фантазии, призывает посетителей оставлять свои заметки на страничках аэропорта в Facebook и Twitter... Глядя на такой необычный почин главного аэропорта страны, понимаешь, что электронные табло, которые расположены над шоссе, ведущим в аэропорт, и отсчитывающие оставшееся время до прибытия, всего лишь приглашение к путешествию. Поехали?

Алексей Востров


18.02.2013 13:14:00

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

И пусть весь мир подождет!

И пусть весь мир подождет!

Летающий Финн

Теему, или два лица короля хоккея

Необычные развлечения

Игры финских президентов

Плыть или не плыть?

Финское танго – застенчиво и страстно…

Врата Арктики

Любовь по имени пони

Пляжный сезон

На языке ветра

Чудо-велосипед

Взгляд свысока на поле для гольфа

Аквапарки Финляндии

На полпути к лету

Снежное сафари

Под Иматрой упала… звезда

Гольф-клубы: адреса, правила, характеристика поля, история, стоимость курсов

Свидание с дочерью моря

Поиграем в гольф… ночью?

Яркко Ниеминен: Наша жизнь похожа на игру в теннис

Негласный закон финна

Лед, коньки и корова Паула

С хаски в сказку

Потанцуем?!

Пляжная гонка"Ладога-трофи"

Полезные цифры

Двухколесная Финляндия

На финской лыжне - госпожа удача

Снег, азарт и biathlon

Горнолыжный сезон 2010 в Финляндии!

Из купальни – на взлетную полосу

Водитель, нажми на тормоза!

"Святая святых" финского дома

По морям, по волнам…

Команда 21-го века

Golf Бум

Как распробовать гольф

Игра с характером

По коням!

Поступили в продажу билеты на ЕВРО-2009

Лыжные центры Финляндии

Аквапарки в Финляндии

Лыжные каникулы в Финляндии

С детьми на лыжном курорте

Гордость нации

На волне успеха

Холод финну не помеха!

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии