Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Эрмитаж останется на дне Балтики?

Тема: Деньги  

Журнал No: 7 (119)


Подъем затонувшего под Турку парусника «Фрау Мария», заполненного уникальными произведениями искусства, мог бы стать одним из самых крупных инвестиционных проектов XXI века.

Гость STOP in Finland, генеральный директор ООО «Балтспецфлот» (СПб) Андрей Шпигель, рассказал нашему корреспонденту, почему дело так и не может сдвинуться с места. Напомним, что именно предприятие «Балтспецфлот» 4 года назад предложило уникальный вариант подъема затонувшего судна и участвовало в переговорах с представителями соответствующих правительственных структур Финляндии.


Год спустя

– Андрей Игоревич, прошел еще один год с момента нашего последнего интервью, мы обещали читателям, что будем знакомить их с ситуацией вокруг затонувшего под Турку парусника «Фрау Мария». Хочется надеяться, что произошли какие-то изменения. Какую позицию сейчас занимает Россия в вопросе подъема судна?

– Положение вещей таково: со стороны России сегодня ничего не делается. Чем это объяснить? Может быть, строительством газопровода «Северный поток», ведь согласование вопросов, связанных с его прокладкой, было вынесено на самый высокий уровень.

Фамилии на слуху, вы их прекрасно помните – Тарья Халонен, Дмитрий Медведев, Владимир Путин. Оттого все достаточно непросто. Я прекрасно понимаю, что из-за перевозившего российские сокровища затонувшего судна, которое лежит в финских водах, никто из глав государств портить отношения не будет. И по большому счету нет никаких доказательств, что все ценности там действительно сохранились. На карту были поставлены прежде всего стратегические вопросы. Владимир Путин не зря сказал, что в процессе строительства «Северного потока» нужно было договариваться с каждой проплывающей мимо селедкой.

– Сейчас вопрос с газопроводом решен, и, казалось бы, есть все предпосылки вернуться к разговору о подъеме затонувшего парусника «Фрау Мария»?

– Второй причиной, «благодаря» которой был отложен диалог о затонувшем паруснике, стала так называемая смена караула: выборы нового президента не только в России, но и в Финляндии. Соответственно, последовали переназначения, формирование нового кабинета министров, который должен работать по-новому. Наверное, все это тоже требует времени. Как говорится в поговорке – «Не дай Бог вам жить в эпоху перемен», да?

– То есть Вы хотите сказать, что за прошедший год вопросы, связанные с подъемом «Фрау Марии», попросту даже не поднимались?

– Именно так! К тому же есть еще один негативный момент, опять-таки связанный с эпохой перемен. С прошлого года ведомство Росохранкультуры (Прим. ред. – активно занимающееся вопросами подъема затонувшего парусника) было упразднено.

– Почему?


– Я не государственный деятель и не могу себе позволить смотреть на все с высоты верховной власти и решать, что правильно, а что неправильно. Но как человек, который имеет собственное мнение, считаю, что это было ошибкой. Потому что статус Росохранкультуры как раз позволял решать аналогичные вопросы. И деятельность этого ведомства, напротив, надо было даже развивать, дабы избежать утечки ценностей из России. – Вы хотите сказать, что из страны по-прежнему вывозятся раритеты? – Не только вывозятся – они разворовываются, распродаются. Дело Эрмитажа еще у многих на слуху. И не одно оно.

Мне в свое время довелось ознакомиться с так называемыми черными книгами, изданными Росохранкультурой, где с документальной точностью перечислены ценности, пропавшие из России. Речь идет и об иконах и предметах церковной утвари, картинах, фарфоре… В России нет такой области искусства, где не было вы воровства. Нам что – нечего охранять? А что делать с теми художественными ценностями, которые были незаконно вывезены из нашей страны за рубеж в разные периоды истории России?

Корабельный червь судно не тронул

– Всем известно, что Финский залив – уникальное место. Соленость вод Балтики довольно низкая. Означает ли это, что все затонувшие суда буквально консервируются в воде?


– Корабельный червь, разъедающий древесину, не водится в Балтийском море. Вот, пожалуйста, пример – шведский королевский корабль «Ваза». Помните историю? Судно затонуло уже при первом выходе из Стокгольмской гавани. Это произошло 10 августа 1628 года. А в 1961 году было поднято, законсервировано, подвергнуто реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Ваза» — единственный в мире очень хорошо сохранившийся парусный корабль начала XVII века. Корабельный червь его не тронул. Это же касается и «Фрау Марии».

Она лежит на дне в изумительном состоянии, что подтверждено водолазами и специалистами по подводной археологии Финляндии. Ту же информацию подтверждают специалисты нашего предприятия. Я хотел бы отметить, что ООО «Балтспецфлот» много лет успешно специализируется на поиске и подъеме затонувших кораблей, судов, подводных лодок, а также различных предметов, имеющих историческую ценность. Достаточно плотная работа с такими организациями, как Военно-морской музей России, музей «Выборгский замок», Главное управление картографии, позволила приступить к поиску очень интересных артефактов!

– Какую роль в деле «Фрау Марии» играла Росохранкультура?

– Подводные работы, связанные с поиском затонувших сокровищ и культурных ценностей, должны находиться под контролем специальной организации, имеющей возможность не только контролировать всю поисковую деятельность в России, но способной оказывать помощь консультациями, предоставлением различной информации, а в иных случаях могущей «и власть употребить»!

Люди, желающие поживиться ценностями, есть везде. Они наверняка есть и Финляндии. Недаром же район, где лежит «Фрау Мария», тщательно охраняется. То, что функции Росохранкультуры передали Министерству культуры, стало очень серьезным ударом в деле возможного подъема парусника. Сомнительно, что Министерство культуры в ближайшее время будет заниматься подобными вещами. Да и специалистов по подводной археологии в Москве считаные единицы! Я выскажу свое мнение: Росохранкультура, видимо, была как кость в горле для тех, кто непосредственно руководил передачей ее функций Министерству культуры. Видимо, слишком много мути подняли представители этой организации.

А ведь ее действительно возглавляли личности государственного масштаба. Я хорошо знаю Виктора Васильевича Петракова, последнего руководителя Росохранкультуры. Человека кристальной честности, подвижника, специалиста с большой буквы, действительно болеющего за сохранность исторических ценностей России. Однако с конца 2012 года в связи с расформированием Росохранкультуры он будет вынужден прекратить свою деятельность. Горько наблюдать за всем этим развалом…

С финнами было бы полезно поработать вместе


– А что в это время делается в Финляндии?

– А в это время наши соседи серьезно занимаются изучением затонувшего судна. Финские специалисты каждый год обследует парусник, делают обмеры, анализ древесины, достают какие-то предметы с «Фрау Марии». Сегодня в музее в Турку работает экспозиция, посвященная находкам. Значит, уже есть что показывать? Финские специалисты медленно, но верно продвигаются вперед. И не будем их обвинять в неких умышленных действиях. Виноваты не они, а мы сами, потому что нам НИЧЕГО не надо. Нам сейчас важно понять – или мы занимаемся этим вопросом или не занимаемся.

А диалог с Финляндией возможен. И не только когда речь идет о совместном проекте по подъему «Фрау Марии». В нейтральных водах лежит, например, шведский корабль, на борту которого находится примерно 26 – 36 пушек, лежат потопленные немцами в 1941 году советские суда, вывозившие различные ценности, в том числе с полуострова Ханко. И нам с финнами было бы полезно и интересно поработать вместе. В Финляндии есть отличные подводники, хорошие специалисты. И у нас есть – почему бы не объединить усилия?

А были ли картины?


– Финский водолаз Рауно Койвусаари, который нашел «Фрау Марию», так и не получил за это вознаграждение?

– Абсолютная правда. Поисковики-аквалангисты проиграли иск к финскому государству с требованием выплатить им часть стоимости груза. Деньги, деньги… А ведь многие вопросы можно было решить за счет российских средств. В предыдущих интервью я уже говорил, что на финансирование свое согласие дал известный российский меценат, глава компании «Метрополь», организатор спусков батискафов «Мир» на шельф Северного Ледовитого океана и дно озера «Байкал» Михаил Слипенчук. Но если уж речь идет о таких серьезных средствах (Прим. ред. – 50 млн евро), то сначала просто необходимо убедиться, что на дне, в корпусе «Фрау Марии», действительно есть картины и иные ценности.

Необходимо поднять хотя бы 5 экспонатов для того, чтобы убедиться в их наличии и сохранности. Согласитесь, если человек готов платить такие деньги, то он должен иметь веские основания. Ведь так?

– Легко ли поднять свинцовые ящики с картинами из трюма «Фрау Марии»? Как это технически можно сделать?

– Я был на месте, где находится судно, и знаю обстановку. Произвести их подъем – не проблема. Ставится четыре мертвых якоря, и на эти «бочки» выставляется кран. Снимаются доски с палубы, открывается трюм, и каждый ящик, который там находится, обвязывается мягкими «полотенцами» и поднимается. Ведь сам корабль не представляет исторической ценности, это обычное торговое судно. Кстати, при крушении команда судна успела демонтировать часть досок для изъятия груза с целью его последующей перевозки на берег. Как вы помните, мы предлагали не только деньги, но и грамотную концепцию подъема затонувшего парусника, брались осуществить этот проект.

– Да и финские СМИ пытались убедить своих читателей, что русские пытаются захватить сокровища, которые находятся в финских территориальных водах.

– Мы не пытаемся ничего забирать у финнов или что-то делить с ними. Мы добрые соседи и готовы вместе с финской стороной, а также со шведами и голландцами, с другими заинтересованными государствами осуществить технически сложный проект. А уже позже решить, куда груз отправится. Может быть, это будут международные выставки в мировых столицах, может, лучшие предметы будут переданы на хранение в Эрмитаж. Возможно, финская сторона оставит себе судно и откроет музей «Фрау Марии». Эта проблема не является камнем преткновения, она может и должна быть решена за столом переговоров.

«Я разуверился, а может, и с самого начала не надо было верить…»


– Скажите, правда, что Артем Тарасов в последнее время отошел от идеи подъема произведений искусства с «Фрау Марии»?

– Артем Тарасов был основным «двигателем» в деле подъема «Фрау Марии». Во многом благодаря его авторитету, его харизме и обаянию дело двигалось вперед. Вышло так, что деятельность Артема Тарасова зашла в тупик, потому что тупиковой стала сама ситуация. Ведь было же поручение президента РФ, постановление правительства по делу «Фрау Марии»… И где все это? Кто-нибудь отчитался? Нет. И Росохранкультуры, которой поручили заниматься темой подъема парусника, тоже больше нет. Значит, и спрашивать теперь не с кого. Я почти разуверился, а может, и с самого начала не надо было верить в то, что мы сумеем поднять сокровища со дна Балтики…

– Но уж слишком красивой была эта идея…

– Артем Тарасов – личность огромного масштаба. Он вдохновлен историей загадочного корабля, который не могут поднять со дна Балтики уже 238 лет, и даже написал захватывающий роман, посвященный «Фрау Марии». И спасибо ему за это! Полгода он провел в голландских архивах, раскрывая тайну корабля-призрака. Летал в Эквадор к ищущему сокровища в водах Тихого океана легендарному водолазу Рауно Койвусаари. А Россия фактически в очередной раз вновь расписалась в том, что она не интересуется своими ценностями, которые по той или иной причине остались в других странах. А зачем – у нас же полные музеи…

Помните незабвенного академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, совесть нации, человека великой жизненной силы, который в своей жизни буквально прошел все круги ада? На смертном одре, отвечая на вопрос журналистов: «Что нужно сделать, чтобы самолеты не падали, корабли не тонули, люди не гибли?» – он ответил очень просто: «Нужно повышать уровень культуры».

Записала Светлана Аксенова

PS
По некоторым данным, общая стоимость закупленных для Эрмитажа сокровищ, которые сегодня покоятся на дне Балтики, может достигать более миллиарда евро. Груз «Фрау Марии» считается одним из самых ценных в истории из всех обнаруженных на затонувших судах.

А пока специалисты «Балтспецфлота»:


– обследуют дно Невы с помощью многолучевых эхолокаторов. Найдено место, где теоретически могут находиться затопленные колокола с Казанского собора. Изображение, полученное в результате съемок, настраивает водолазов на позитивный лад.

– изучают одно из озер Ленобласти. Имеются достоверные сведения, что во время Великой Отечественной войны, отступая, немецкие военные сбросили в воду 20 груженых грузовиков. Специалисты считают, что там вполне могли находиться культурные ценности (предположительно статуи).


27.07.2012

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

На один день в Хельсинки с принцессой Марией

Айболит говорит по-фински

Стратегия долгожительства в Финляндии

Чистая хирургия Ортон

Маленький круиз большой мечты

Золотое сечение Ольги Кузиной

16 причин совершить путешествие на паромах St.Peter Line

Всё ещё только начинается!

Деньги из воздуха идут на добрые дела

Врата Арктики

Тонины ангелы

Медицинский туризм – реальность?

Продано!

На языке ветра

Взгляд свысока на поле для гольфа

Торговая «навигация»

За покупками в Финляндию

Мэр по объявлению

Россия страна возможностей, где все зависит от собственной креативности

На завод за покупками

Королевский кондитер

"Зеленая" идея" Финляндии

Осеннее настроение

Возвращение Nokia

Гольф-клубы: адреса, правила, характеристика поля, история, стоимость курсов

У вас скидка!

Рыночное настроение

Правила для иностранцев

10 шагов к визе

Удастся ли поднять сокровища с «Фрау Марии»?

Мыс Доброй Надежды

Как сэкономить на дороге!

В поисках утраченного времени

Рождество и мода

Правильный выбор

Экотехнологии – «секретное оружие» финнов

Вода – ядро бизнеса, или как это по-фински?

Подарок из Суоми

Финское такси

Работа в Финляндии

Оплата карты STOP in Finland через систему Яндекс Деньги

Это странное слово… outlet

Шопинг с умом

Пора на рынок!

Хорошо иметь домик… в Финляндии

«Будь здоров!» по-фински

Полезная экономия

«Двадцать первый век» продолжает наступление на регионы

На финской лыжне - госпожа удача

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии