Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Музейное настроение

Тема: Городской отдых / Музеи  Хельсинки  

Журнал No: 7 (119)


В 2000 году Хельсинки был избран культурной столицей Европы, и за год его посетило более пяти миллионов туристов со всего мира. Тогда город прекрасно справился с задачей. Но самое главное – к радости столичных жителей и гостей – эта история не осталась сказкой длиною в год, когда по истечении срока арт-проекты замораживаются, уличные скульптуры демонтируются, количество постоянных экспозиций снова начинает превышать количество новых и город замирает в ожидании нового грандиозного повода для праздника.

Наоборот, если считать доступность искусства (в любом его проявлении – от книг на библиотечных полках до городского дизайна и музыкантов на площадях) своеобразным барометром культуры, то Хельсинки до сих пор полностью соответствует почетному статусу двенадцатилетней давности – званию культурной столицы.


Время столичное

По приблизительным подсчетам путеводителей, в Хельсинки восемьдесят музеев. Хотя тут же можно поспорить, что определение понятия «музей» может быть у каждого свое. Например, характеризуются ли они наличием билетной кассы, часов работы, отпечатанного каталога? Или можно считать музеями под открытым небом воздушные пейзажи национального парка Нууксио, урбанистическое очарование индустриальной Арабианранта и две сотни уютных кафе-галерей-бутиков, переплетенных на ажурных улицах дизайн- квартала?

Так или иначе Хельсинки есть что предложить: галереи, выставочные залы и арт-площадки не ограничиваются центром, но продолжаются музеями столичного региона, особняками и усадьбами Большого Хельсинки. Средняя стоимость входного билета – 8 евро для взрослых и 6 – для учащихся. Бесплатно же практически во все крупнейшие музеи можно попасть при наличии Helsinki Card (46 евро за два дня) или в определенный день месяца. Такие «свободные» дни есть всего у нескольких музеев:

Киасма

Законодательница моды в современном искусстве, Киасма непредсказуема: за самым непримечательным названием выставки может скрываться самая эпатажная экспозиция. Правда, бывает и наоборот. Главным же и неизменным экспонатом музея остается само здание, созданное из стекла и света по проекту американского архитектора Стивена Холла. Свободный вход в музей в первую пятницу каждого месяца с 17:00 до 20:00 (www.kiasma.fi).

Музей Синебрюхова

Очаровательный особняк Павла Синебрюхова с прекрасным парком – это единственный музей в Финляндии, представляющий живопись старых европейских мастеров. Коллекция Синебрюхова подана в обрамлении золоченых рам и роскошных жилых комнат и великолепна без преувеличений. Особенно впечатляет собрание голландской живописи. Свободный вход в первую среду каждого месяца с 17:00 до 20:00 (www.sinebrychoffintaidemuseo.fi).

Художественный городской музей Хельсинки Тенниспалатси


Дворец тенниса был построен для летних Олимпийских игр 1940 года, которым так и не суждено было состояться. Зато в 1999 году Дворец стал одной из крупнейших музейных площадок Хельсинки. С тех пор политика музея – временные выставки самой разной направленности: от Марка Шагала до всемирной истории Игрушки. Музей расположен в самом центре города у автовокзала Камппи. Свободный вход каждую первую пятницу месяца с 11:00 до 19:00 (www.taidemuseo.fi/english/tennispalatsi).

Национальный музей

Новая (и очень удачная!) экспозиция Suomi Finland 1900 рассказывает, чем жили финны в XX веке. Что носили, на что копили, подо что танцевали и даже что доставали из холодильника. Выставка проходит в рамках проекта «Хельсинки – мировая столица дизайна – 2012». Свободный вход каждую пятницу с 16:00 до 18:00 (www.nba.fi).

«Эмма» (музейный комплекс WeeGee)

«Эмма» – это по-настоящему масштабный музей современного искусства: гулкие залы, высокие потолки, огромное выставочное пространство. Это объясняется тем, что музей входит в состав культурного центра WeeGee, а тот, в свою очередь, размещается в здании бывшей типографии. Под одной крышей с «Эммой» находятся городской музей Эспоо «КАМУ», Музей часов Финляндии, финский музей игрушек «Хевосенкенкя», Этнографический музей Хелини Раутаваара, а также художественная галерея, музейный магазин и кафе-ресторан.

Территориально "Эмма" находится в Эспоо, но принадлежит к музеям столичного региона. Свободный вход во все пять музеев комплекса каждую среду с 18:00 до 20:00 (www.emma.museum).

Музейный парадокс

Вполне логично было бы продолжить статью рассказом о том, как часто сами финны посещают музейные экспозиции. Однако (и вот он – парадокс!) последние не пользуются у жителей заслуженной популярностью. И именно этот феномен и заслуживает отдельного отступления. На протяжении десятилетий классическая музыка, театры и библиотеки уверено возглавляли и возглавляют список культурных приоритетов Финляндии, а музейные залы так же уверено его завершают. Сразу вспоминаются два ярких примера.

Во-первых, бесконечная история с принятием решения: нужен ли Финляндии в целом и столице в частности собственный филиал музея современного искусства Гуггенхайма. К изумлению международной прессы финны продемонстрировали редкую твердость характера: три четверти населения страны решительно отказались от чести разместить у себя филиал с мировым именем и предпочли направить бюджет страны на строительство городской библиотеки. Хельсинки отказался от Гуггенхайма. Печатное слово на чаше весов перевесило визуальное искусство. Конечно, любовь финнов к библиотекам – тема такая же неисчерпаемая, как сами библиотечные фонды. И, конечно, в истории с проектом были свои политические и финансовые подводные камни. Но все же…

Второй пример – относительно недавняя выставка гениального представителя имп-арта Маурица Эшера. Точно такую же выставку в Рио в день посетили более 9 000 человек, в общей сложности – 540 000 за два месяца. В то время как посмотреть на работы мастера графических загадок в Хельсинки пришли всего 40 000 человек за всю весну. От себя добавлю, что лет шесть назад Эшер выставлялся и в Эрмитаже, и очередь на вход кольцом огибала Александровскую колонну.

Прибавим к этому бесхитростную статистику: в среднем финны посещают музей раз в год, в то время как в соседних странах Северной Европы цифра больше в три раза. Сами финны с готовностью подтверждают этот факт. «В музеи мы ходим прежде всего в качестве туристов, когда путешествуем», – попытались объяснить мне финские друзья. Помню, что примерно о том же писали авторы статьи «Что может убедить финна пойти в музей?» в Helsingin Sanomat: театр – это исторически сложившаяся культура развлечения. Книги и музыка – возможность бесценного уединения. А вот музейная ценность остается для финской души немного абстрактной и загадочной. Если это, конечно, не «Мона Лиза» в Лувре. Получается, надо брать инициативу в свои руки. К тому же есть в столице категория музеев – та, где билет не требуется 365 дней в году. Я заглянула в некоторые из них, чтобы на личном опыте узнать, что скрывается за табличкой Vapaa Pääsy?

Вход свободный!

Как оказалось, список бесплатных музеев столицы довольно длинный, но практически все они являются частью одного целого – городского музея Хельсинки. Что не мешает каждому филиалу в отдельности быть исторически и экспозиционно индивидуальным. • Городской музей Хельсинки (основное здание), Sofiankatu, 4 Музей находится самом сердце Хельсинки, на мощеной улочке, ведущей от Собора к гавани. Символично, что Sofiankatu (названная так в честь матери Александра I Марии Федоровны, урожденной принцессы Софии) – сама по себе музей. Пройдясь по ней вечером, можно прочувствовать на себе эволюцию городского освещения: от кромешной тьмы XVIII века до газовых фонарей конца XIX и, наконец, полной электрификации 30-х годов прошлого столетия.

В качестве исторического бонуса само название улицы написано на трех языках: шведском, финском и русском с дореформенной орфографией – «Софiйская улица». До конца года в доме № 4 проходит киновыставка о роли городской архитектуры и интерьеров в кинематографе 30-60-х годов. И хотя кинематограф финский, но в первые секунды не покидает чувство, что видишь кадры фильмов Александрова, и c экрана вот-вот звонко запоет Любовь Орлова. Такие выставки принято называть атмосферными: можно сидеть до бесконечности на красном бархатном диване, в тишине и почтительном полумраке, вглядываясь в черно-белые кадры фильмов Валентина Ваала или Эркки Кару.

Вероятно, сами финны и правда приходят на выставку, чтобы узнать, на каких именно улицах и в каких домах снимались их любимые комедии и драмы, но меня как «новичка» в финском кинематографе скорее загипнотизировали поразительно незамысловатые и оптимистичные сюжеты. Вот целеустремленная горничная, ставшая депутатом финского парламента (Juurakon Hulda, 1937), вот история о любви директора Стокманна и продавщицы косметического отдела (Syntipukki, 1935). Кстати, последнюю сыграла звезда финского кинематографа, мисс Финляндии и мисс Европы – 1934 Эстер Тойвонен. Киноманам рекомендуется.

• Вилла Хакасалми/Hakasalmi Villa Mannerheimintie 13b Музей расположен на проспекте Маннергейма, буквально напротив Национального музея – особняк нежно-кораллового цвета за символической каменой оградой. В XIX веке здесь жила одна из красивейших фрейлин императорского двора Аврора Демидова-Карамзина. Та, чьи белоснежные плечи рисовал Брюллов и которую сравнивал с зарей восторженный Баратынский. Еще при жизни Аврора Карамзина продала особняк городу, и с 1912 года он является частью городского музея Хельсинки.

До конца августа на вилле проходит выставка «Сделано в Хельсинки 1700 – 2012»: туфли, комоды, бокалы – все, что было отлито, сшито, сколочено и спаяно в столице за 200 лет. Но, несмотря на охват в три столетия, выставка очень небольшая. В полутемных залах первого этажа мне больше всего запомнились шедевры столичных краснодеревщиков: дубовый стол-сороконожка 1840 года, затмевающий все чудеса ИKEA, и стулья, чьи чуть волнообразные спинки как будто предсказывают появление через сто лет знаменитых изгибов Алваро Аалто.

Кстати, в каждом зале есть сенсорный экран, с помощью которого (и при знании английского) можно найти информацию о любом экспонате. На втором этаже – эволюция моды и дизайна: от капотов XIX века до широкополых панам Marimekko, туфли современного дизайнера Минны Парикки и немного шокирующие своим аскетизмом предметы мебели эпохи функционализма в дизайне.

Сотрудницы музея рассказали, что в зависимости от экспозиции в день в особняк могут прийти от ста до тысячи посетителей (как было во время «Фотобиеннале Хельсинки – 2012»). Следующая выставка в сентябре тоже будет посвящена фотографиям, но вот тайну ее тематики на Вилле Хакасалми мне не раскрыли. В правом крыле особняка – чудесная кофейня «Вилла», где кофе продается по курсу финской марки – немного ностальгии в каждой чашке…

• Дом Седерхольма/Sederholmin talo Aleksanterinkatu, 18 Изящный серый особняк прямо напротив Сенатской площади прежде всего интересен как здание – самая старинная каменная постройка в столице датируется 1757 годом. Первым владельцем особняка был преуспевающий шведский купец Йохан Седерхольм, а среди последующих – удивительно предприимчивый выборгский купец Федор Кисилёв. Вполне логично, что постоянная экспозиция музея освещает купеческий быт и убранство во всей его уютности, пестроте и некоторой чрезмерности. Но основной поток посетителей Sedrholmin talo приходится все же на фотовыставки, и текущая экспозиция посвящена пригородной жизни столицы.

Справедливости ради замечу, что едва ли «Воспоминания о Pihlajamäki» рассчитана на широкую аудиторию, но в то же время никуда не деться от факта, что постоянное сильнейшее внутреннее желание «возвратиться к истокам» – это одна из основных характеристик финского общества. В 50 – 60-х годах прошлого века у слова lähiö (окраина) не было ни малейшего отрицательного оттенка. Тогда и происходила основная миграция столичного населения из тесных квартир центральных районов в просторные (50 – 90 кв. м.) светлые квартиры на окраинах.

Сегодня история повторяется, и lähiö вновь становится синонимом простого человеческого счастья видеть из окна лес с гранитными валунами и черничные заросли на парковке. Каждая фотография на выставке – это небольшое воспоминание. А так как все в этом году так или иначе связано с дизайном, то к рассказу резидентов Пихлаямяки прилагается планировка их квартир, фотографии интерьеров и виды тихих улиц – то засыпанных снегом, то устланных сосновыми иголками.

• Музей трамваев Töölönkatu 51 A Ratikka – дорогое сердцу столичного жителя слово: хельсинкцы используют этот вид транспорта уже более ста лет. Где-то в 60-х годах прошлого века всерьез обсуждалась идея поэтапного сокращения трамвайного парка (по примеру соседнего Стокгольма), но затем было принято решение подождать до кона столетия. И не зря – в XXI веке столицу захлестнула новая волна «трамвайной моды», и городской совет в очередной раз одобрил финансирование зелено-желтых ratikka. Фактически в музее всего один зал длиной в три трамвайных вагона. На стенах ретрономера и трамвайные билеты, под стеклом – черно-белая ретроспектива истории отношений города и трамвая.

Экспонаты находятся в открытом доступе: можно заскочить на подножку конки конца XIX века или знаменитого Sisu периода 1941 – 1979 гг., сесть на место кондуктора и прокомпостировать билет. Еще одна немаловажная деталь: музей трамваев находится в здании Korjaamo Art Factory, а это одна из самых оживленных арт-площадок города. Здесь регулярно проводятся выставки, театральные и танцевальные фестивали, живые концерты, стендап-выступления и арт-ярмарки.

В соседнем здании находится знаменитый бар Korjaamo с летней террасой, а прямо напротив трамвайного вагона – кафе Korjaamo. Горячий суп с тостом в трамвайном депо – почему бы, собственно, и нет? Кстати, переливающийся на солнце перламутровый «Трамвай культуры», тот, что колесит по маршруту вдоль проспекта Маннергейма, – тоже детище неутомимых активистов Korjaamo. Афиша на www.korjaamo.fi

• Музей-усадьба Туомаринкюля/Tuomarinkylän kartanomuseo Как оказалось, эффект обманутого ожидания не всегда предполагает разочарование. В случае с Tuomarinkylän kartanomuseo довольно скромная усадьба в обрамлении бескрайних овсяных полей таит в себе настоящую сокровищницу для любителей интерьерного дизайна. Переход из одной комнаты в другую под негромкую мелодию музыкальной шкатулки и поскрипывание паркета – это символическое перемещение из эпохи в эпоху: от бледных цветов и строгих линий времен Густава III к буйству флоры периода арт-нуво.

Обязательно обратите внимание на детали: люстры, обои, карнизы, даже расстановку мебели – строго вдоль стен по правилам имперского стиля или как душе угодно, следуя роскошному излишеству эпохи неорококо. Экспозиция «Элегантность» является постоянной. На десерт на террасе ресторана Tuomarinkylä подают кофе с черничным пирогом вприкуску с видом на все те же прекрасные нескошенные поля.

Доехать до усадьбы можно за 20 минут от Центрального вокзала на автобусах 64, 72 и 70v. Далее – по сельской дороге, следуя затерянным в зелени указателям. Свободным является вход во все художественные галереи Хельсинки, а их в столице многие десятки. Экспозиция в галереях, как правило, обновляется каждые три недели (www.nayttely.info). И, повинуясь негласному этикету, посетитель не обязан ни прицениваться, ни покупать, ни торговаться, а прежде всего наслаждаться. Ведь искусство наслаждаться искусством – это уже искусство само по себе.

Ксения Кошелева


27.07.2012

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

На один день в Хельсинки с принцессой Марией

Айболит говорит по-фински

Чистая хирургия Ортон

Маленький круиз большой мечты

Хельсинки – детям

Честное искусство

Путь к идеальной шубе

Индексы столицы

Тонины ангелы

По Финляндии с Павликом Лемтыбожем

Медицинский туризм – реальность?

На завтрак в Хельсинки!

Великий провал Аалто

Интервью журналу Eeva

Как финская природа околдовала американца

Пляжный сезон

Она пыталась рисовать щупальцами

Ульрика Ханнула: «Я стараюсь не пить кофе где попало»

МотоКультУра

На полпути к лету

Мэр по объявлению

В гости к президенту!

Возвращение Nokia

Гольф-клубы: адреса, правила, характеристика поля, история, стоимость курсов

Родина причудливых форм

Город круглых улиц

Финляндия – секулярная страна, и народ здесь правильный и практичный

Цветы для Анны

Архитектура с национальным характером

Ступени в будущее

Мыс Доброй Надежды

"Исповедь" шопоголика

Подземелье lohja

Остров зверей

Приятного просмотра!

Один день в Хельсинки

Ханну Мякеля "О моей жизни"

Вперед в прошлое!

Театральное лето

Двухколесная Финляндия

Достопримечательности Турку

Достопримечательности Тампере

Зимний блюз в весеннем Хельсинки

Достопримечательности Савонлинны

Достопримечательности Хельсинки

Человеческий фактор Йормы Оллила

Бизнес в Суоми? Легко!

Девятая волна финского дизайна

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии