Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Она пыталась рисовать щупальцами

Тема: Хельсинки  Городской отдых / Музеи  Искусство / Литература  

Журнал No: 6 (118)


Работы Хелене Шерфбек я впервые увидела в особняке в Куусисаари (Хельсинки). Когда-то это был частный дом банкира Ане Гюлленберга. Хозяин увлекался антропософией и коллекционировал картины. Именно у него оказалась самая большая в мире коллекция работ Хелене Шерфбек. После смерти Гюлленберг завещал свой дом под музей. Здесь все, как и раньше: жилые комнаты, обставленные старинной мебелью, огромные окна, сквозь белые занавески на которых просвечивает бесконечность моря, и, конечно, картины. Такое ощущение, что хозяин ушел и оставил гостей один на один с вечностью, предложив продолжать диалог самостоятельно.

– В Финляндии считают, что такие гении, как Хелене Шерфбек, рождались в стране раз в сто лет.
– Сегодня она является самым известным финским художником в мире.
– На аукционе «Сотбис» ее картину оценили почти в 4 млн евро.
– В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Шерфбек, и в музее Ateneum, где сегодня представлены многие ее произведения, аншлаг.

***

Сейчас многие работы переехали из особняка Гюлленберга в музей Ateneum в Хельсинки. Центральные финские СМИ отмечают, что таких масштабных выставок, посвященных Хелене Шерфбек, в Финляндии еще не было. Она продлится до конца октября, и зрители смогут увидеть более трехсот картин разных периодов творчества необычной художницы. 2012-й назван годом Хелене Шерфбек, и куратором всех событий, связанных с ее именем, является бывший президент Финляндии Тарья Халонен.

Как известно, Тарья не только любит рисовать сама, но и отлично разбирается в живописи. Постоянная выставка, посвященная Хелене Шерфбек, открылась и в Таммисаари – городе, где долгое время жила художница. Там представлены ее личные вещи, например любимое кресло-качалка. Экспозиция расположилась в музейном центре Ekta (KustaaVaasan katu 11).

***

Жизнь не баловала Хелене. В детстве, упав, она получила тяжелую травму бедра, которая напоминала о себе до конца жизни хромотой и не дала возможности устроить личную жизнь. Свое обучение искусству Хелене начала в художественной школе при Обществе любителей искусства осенью 1873 года, когда ей было всего 11 лет. А продолжила после получения аттестата в 1877 году, в частной академии Адольфа фон Беккера.

Осенью 1880 года, получив от сената стипендию на поездку, Шерфбек отправилась в Париж. Она обучалась в мастерской Трела де Виньи и Академии Коларосси, среди ее наставников были Леон Бонна и Густав Куртуа. Писала картины в Медоне и Бретани и вернулась на родину лишь летом 1882 года.

Во время второй поездки во Францию в 1884 – 1885 гг. Хелене Шерфбек впервые приняла участие в известном парижском Весеннем салоне с картиной «Праздник в беседке из зелени» и снова писала картины в Бретани. Там она познакомилась с английским художником (его личность до сих пор неизвестна) и обручилась с ним. Однако в 1885 году жених расторгнул помолвку, так как его мать посчитала, что проблемы с бедром у Хелене – следствие туберкулеза. Замуж Хелене Шерфбек так и не вышла – никогда.

***

Вначале Хелене рисовала монументальные полотна, которые в Финляндии позволяли себе создавать только мужчины. Поэтому собратья по цеху ее не любили, считали, что не женское это дело – писать о войне и истории. Постепенно Шерфбек отошла от этих тем. Во Франции увлеклась сначала реализмом, затем натурализмом и постепенно перешла к экспрессионизму. Обожала Поля Сезана, работы которого были одновременно и современными, и отличались ярко выраженным модернизмом.

В Финляндии ее талант по-прежнему признавать не хотели (лояльно относиться к ее творчеству стали только после возвращения к нормальной мирной жизни после Второй мировой войны). Художник Аксель Галлен-Каллела называл ее neiti (девочкой) и относился к ее картинам довольно снисходительно. Тем не менее сегодня ее работы оцениваются гораздо дороже, чем многие произведения великого финского мастера. Например, картину «Обувь для бала» Шерфбек продали на аукционе «Сотбис» почти за 4 млн евро. (Для сравнения: приблизительная стоимость работ Галлен-Каллела – 400 000 евро.)

***

Хотя в Финляндии поначалу приняли многие работы Шерфбек без особого воодушевления, для страны ее творчество имело огромное значение. Картина «Мальчик, кормящий младшую сестру», которую Шерфбек написала в Бретани, сейчас считается началом финского модернизма. А когда-то финские критики посчитали изображенных на картине детей «некрасивыми» и «грубыми».

Из-за этого произведения Шерфбек клеймили как представителя крайнего натурализма. В полотне «Праздник в беседке из зелени» соединяется блестящая техника живописи и большое пространство, и в кажущейся бессюжетности картины можно найти параллели с работами Эдуарда Мане. А «Тень на стене» (1883 год) по синтетичности подхода напоминает искусство Поля Сезанна.

Шерфбек писала, как дышала. Но даже самые близкие друзья-художники в 80-е годы XIX столетия не понимали и не принимали ее экспериментов.

***


В 1894 году Хелене Шерфбек уехала в Вену, а затем во Флоренцию. Она планировала писать копии для музея репродукций, создаваемого Обществом любителей искусства. В то время Италия была очень популярна у финских символистов, и искусство раннего Ренессанса оказало сильное влияние на Шерфбек. В своих работах она все более сознательно стала обращаться к внутреннему миру человека. Изменилось ее понимание цвета, она стала уделять все больше внимания линиям и выражению лица.

В ее жизни происходят перемены. Она переезжает вместе с мамой в Хювинкяа. Перестает ездить в столицу, уходит от общения с художниками, за искусством следит лишь по газетам и книгам, много пишет, хотя признается, что все равно не успевает сделать столько, сколько хотелось бы. Ненавидит работы по дому, которые вынуждена выполнять, потому что ее мать не выносила присутствия прислуги в доме. С матерью у Хелене всю ее жизнь сохраняются непростые отношения. Ее самый близкий человек тоже не очень-то верил в нее.

***


Ее жизнь начала меняться в лучшую сторону лишь тогда, когда ее работы заметил владелец галереи Йёста Стенман. Это произошло осенью 1913 года. Стенман сам приехал к художнице, он понимал, что перед ним человек необычайного таланта. Осенью 1917 года помог организовать ее первую персональную выставку, где представил 159 картин Хелене.

Благодаря Стенману художница вышла из затворничества. Приехав после долгого перерыва в Хельсинки и посетив музей Ateneum, она увидела произведения Сезанна и Поля Гогена и познакомилась с выставкой французского искусства, на которой ее особенно потрясли работы Анри Матисса и Отона Фриза.

***


А весной 1915 года к Хелене в Хювинкяа приехал почитатель ее искусства, финский писатель и критик Эйнар Ройтер (псевдоним Х. Ахтела). Позже они долго переписывались и оставили потомкам 11 тысяч писем. Эйнар стал ее близким другом, опекуном и биографом, и художница очень сильно привязалась к нему. Известие о помолвке Ройтера со шведкой Тюрой Арп в 1919 году стало для нее потрясением.

Она боялась потерять друга, но, к счастью, этого не произошло. Биография, написанная Эйнаром Ройтером, очень сказалось на представлениях публики о Шерфбек и ее работах. Художница предстала зрителю хрупкой, страдающей натурой. На самом деле Хелене не была такой уж неземной и бестелесной.

***

В 1935 году, когда умерла мать, Хелене стала жить в Таммисаари. В феврале 1944 года Йёста Стенман устроил ее переезд в Швецию. Последние годы Шерфбек провела в курортной гостинице в Салтшёбадене, где и умерла в январе 1946 года. Она фактически ушла из жизни с кистью в руке.

***


Шерфбек работала не торопясь, много раз писала и переписывала картины, чтобы добиться желаемого результата. Относилась к своему творчеству слишком критично. Однажды она сказала: «Нужно рисовать щупальцами, а не кистью и пальцами». Исследуя мир на ощупь, она добивалась неожиданных результатов. Если хотите понять это художественное явление глубже, просто посетите Хельсинки и взгляните на ее работы в Ateneum. Они расскажут вам о ее жизни гораздо больше, чем сделали сейчас мы. И раскроют странный, удивительный мир гения. Женщины, которая не боялась рисовать щупальцами и отдала такому способу исследования мира целую жизнь.

Подготовила Светлана Аксенова


19.06.2012

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

На один день в Хельсинки с принцессой Марией

Айболит говорит по-фински

Чистая хирургия Ортон

Маленький круиз большой мечты

Эссе Ханну Мякеля "Семеро сирот в школе жизни"

«Я бродила по мирам…»

Русское волнение Розы Ликсом

Хельсинки – детям

Книга, которую стоит прочесть

Честное искусство

А все из-за одной обгоревшей спички

Воспоминания, которые возвращаются

Путь к идеальной шубе

Вот какая акустика!

Таблетка от одиночества

Работа длиною в жизнь

Индексы столицы

Финский Голливуд

Тонины ангелы

По Финляндии с Павликом Лемтыбожем

Медицинский туризм – реальность?

На завтрак в Хельсинки!

Великий провал Аалто

Музейное настроение

Интервью журналу Eeva

Как финская природа околдовала американца

Пляжный сезон

Ульрика Ханнула: «Я стараюсь не пить кофе где попало»

МотоКультУра

На полпути к лету

Мэр по объявлению

В гости к президенту!

XXII Неделя кино Финляндии в Санкт-Петербурге

Возвращение Nokia

Гольф-клубы: адреса, правила, характеристика поля, история, стоимость курсов

За кулисами Suomen Kansallisooppera

Вот такое кино…

Родина причудливых форм

Город круглых улиц

Финляндия – секулярная страна, и народ здесь правильный и практичный

Цветы для Анны

Архитектура с национальным характером

Ступени в будущее

Мыс Доброй Надежды

Mikä Suomi oikein on? Или, что такое Финляндия…

"Исповедь" шопоголика

Глазами сказочника

На языке сказки

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии