Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

МотоКультУра

Тема: Путешествие  Таможенный и пограничный контроль  Хельсинки  

Журнал No: 3 (115)


Чтобы написать идеальный учебник географии, основная глава которого будет посвящена Финляндии, – нужно просто сесть на мотоцикл. Поколесить по стране, наслаждаясь всеми прелестями погоды и природы, и по-настоящему почувствовать весну. Предлагаем вам поговорить о путешествии по-мужски.

В Хельсинки прошла крупнейшая на Северо-Западе Европы мотовыставка, традиционно вызвавшая огромный интерес как у финнов, так и у гостей из России. В их числе был один очень необычный человек. Священнослужитель Русской православной церкви (СПб) протоиерей Вячеслав Харинов хорошо знаком мотосообществам Петербурга, Белоруссии, Германии. Он вдохновитель миротворческих акций «Свеча Памяти», «Мир и Память», «Защита Колобанова» и других социальных проектов, связанных с изучением недавней истории и увековечиванием памяти защитников Отечества. В акциях, основой которых являются мотопробеги по местам боев и воинских захоронений, принимают участие немало российских и зарубежных любителей мототехники. Да и сам отец Вячеслав – офицер запаса, опытный мотопутешественник – с мотоциклом на ты…

Скорость – среда, в которой не всем комфортно

– О. Вячеслав, скажите, как и с чего у мужчины начинается любовь к мотоциклам?

– В этом есть какая-то предрасположенность. Мотоцикл – сумма многих составляющих. С одной стороны, это вид транспорта, достижение промышленности, продукт продвинутого инжиниринга. С другой – это очень красиво, привлекает с точки зрения эстетики и романтики, так как рождаются ассоциации с образом почти рыцарским. Мотоцикл – это бесконечность дороги, ветер в лицо, некие остатки духа пилигримов в нас. Но и что-то сакральное, ведь пилигримы-паломники странствовали по святым местам.

Я в силу профессии постоянно наблюдаю за людьми и сразу замечаю, что кто-то расположен к общению с подобного рода техникой, кого-то такой образ жизни влечет неудержимо, а кому-то это совершенно безразлично. Понимаю, что эту любовь иногда можно подстегнуть, но искусственно ее вызвать трудно.

Каждый байкер проходит свой путь. Ведь кто-то расположен не к мотоциклам, а к лошадям, но лошади недоступны. В ком-то живет рыцарский дух, но эпоха не та. Кто-то любит странствовать, быть ближе к природе, ветру, но автомобиль не дает ощутить все это в полной мере. Кто-то понимает, что значит буквально обхватить мотор ногами и почувствовать, как он, приводя в движение два колеса, тащит тебя сквозь время и пространство со скоростью выпущенного из пушки снаряда. Кто-то любит скорость, кто-то нет. Скорость – среда, в которой не всем комфортно. Этим всем собственно и определяется любовь и нелюбовь к мотоциклам.

– Что Вы знаете о мотоклубах и мотообъединениях Финляндии?


– Не скажу, что знаю о них достаточно. Но наблюдал много мотоциклистов на дорогах Финляндии и совершенно потрясен их мотокультурой. То, что финны ездят зимой на шипованной резине, для меня нечто из области фантастики. При всей любви в России к мототехнике у нас пока ничего подобного нет, что не радует.

– В Финляндии любят учиться и учить, там, наверное, и мотошколы есть?

– А в России их найти непросто. Насколько я знаю, в Финляндии существуют не только мотошколы – есть множество мотоклубов и мотообъединений: любительские, спортивные, профессиональные. Есть клубы системы MC, есть МСС, есть просто объединения любителей мототехники. И в отношении количества мотообъединений нам до Финляндии далеко. Уровень развития мотокультуры там намного выше, чем в России, и ездить финны умеют!

Финны в России летают

– Чем отличаются финские дороги от русских? Ведь там на высокой скорости не поездишь…

– Качеством. Мне приходилось на тяжелом мотоцикле-турере заезжать даже на лесные укатанные, утрамбованные дороги. Я бы никогда не рискнул позволить себе на аналогичном мотоцикле подобное у себя на родине. У финских дорог хорошее покрытие, ясная и понятная разметка. Но главное – ощущение безопасности, дружественно настроенные водители. Все понимают твою незащищенность и проблемы, связанные с этим. Там на дороге не ждешь никакого подвоха, неприязни. Конечно, может случиться всякое, но в целом обстановка очень дружелюбная. К тому же надо отдать должное – финны-автолюбители строже подходят к исполнению закона, к соблюдению Правил дорожного движения, к взаимной безопасности.

– То есть русские байкеры стараются соблюдать порядок на финских дорогах?

– Все русские мотоциклисты, с которыми я ездил по Финляндии, стараются быть очень аккуратными. Может быть, опасаются штрафов или каких-то иных санкций. Не могу сказать того же в отношении всех финских мотоциклистов. На трассе они иногда отжигают. Может быть, дома они чувствуют себя более свободно, знают, где расположены камеры слежения и прочее.

– А когда приезжают в Россию?

– По нашим трассам летают и те, и другие. Но наши дороги требуют внимания и зоркости, которые просто необходимы, чтобы не разбить мотоцикл. На трассе «Скандинавия» стыки дорожного полотна с мостами вне обсуждения. И тем более плохо, если на пути к тому же попадутся ямы или трещины в заливке битумом. Во время дождя это покрытие становится смертельной ловушкой для мотоциклиста, а попадание в яму может грозить большой неприятностью. Но в ясный день, при солнечной погоде все проще.

Однажды, опаздывая и спеша домой, я возвращался из Финляндии на мотоцикле, ливень стоял стеной. И на российской территории ощущение опасности было намного выше. В России мы рискуем гораздо больше.

– У финнов обостренное чувство тишины, Вы стараетесь в поездке по стране это учитывать?

– Я путешествую на мотоцикле со стоковыми, тихими глушителями. Прямотоки – дома, для городского «Харлея». Финляндия – тихая страна, но в наших дворах люди тоже не очень любят, когда мотоциклисты с прямотоками проезжают. Я заметил, что у финских байкеров часто стоят тюнинговые глушители и ревут они ничуть не меньше, чем наши. Правда, не у всех. Надо отдать должное, многие финны ездят с так называемыми стоковыми – простыми заводскими глушителями.

Звук – неотъемлемая часть мотокультуры, часть стиля (мне не хочется называть это модой). «Голос» мотоцикла всегда оценивается со стороны, любители мототехники могут сказать, красиво или некрасиво он звучит, каким знаменитым фирмам и системам выпуска принадлежит.

Звук – это ведь еще и часть безопасности: мотоциклы передвигаются с огромной скоростью, они могут буквально «выстрелить» на сто-двести метров за одну секунду. Ста километров в час байки достигают менее чем за три секунды. И при такой динамике нарастающий шум мотора может предупредить об опасности. Хотя, если говорить честно, все это делается в основном ради красивого звука. И я бы не утверждал, что финские байкеры всегда следуют строгим нормам тишины.

Криминальное прошлое


– В Финляндии распространено предубеждение, что байкеры – это что-то из мира криминала… А на самом деле как?

– Такое предубеждение существует во всем мире и имеет отчасти исторические обоснования. Это в первую очередь связано с существованием мотоклубов в послевоенной Америке. Вернувшиеся с фронта солдаты не всегда могли найти себя в мирной жизни, не могли подыскать хорошую работу, поэтому очень часто оказывались на грани выживания. Становились изгоями в мирной жизни. Синдром войны тоже никто не отменял.

Война окончена, кадиллаки недоступны, вертолеты тем более. Но доступны другие «вертолеты» – мотоциклы, их так и называли – «чопперы». Бывшие фронтовики, севшие на них, часто объединялись ради контроля над какой-то территорией – иногда просто из чувства взаимовыручки, солидарности и локтя. Мотоклубы частенько враждовали. Некая скандальность и криминальность проистекают именно оттуда.

– Вы хотите сказать, что с тех пор многое изменилось?

– В этом вопросе много стереотипов. Я не хочу повторять высказывание, что 99% мотоциклистов – хорошие, и 1% – плохие. После того как один высокопоставленный чиновник в Америке это сказал о байкерах, на другой день половина мотоциклетной Америки надела нашивку «1%». Я против таких предубеждений.

Безусловно, есть какой-то криминальный момент, наверное, не без основания финны так думают. Мы же постоянно слышим сообщения, что члены мотоклубов впутаны в какие-то разборки, но, согласитесь, эти факты присутствуют в любой субкультуре. Мне пока не встречались в моем мотоокружении люди, которые активно враждуют с законом. Определенная независимость, конечно, есть. Но такая же независимость присуща и представителям других субкультур – музыкальных, экстремально-спортивных, художественных...

– Может быть, дело еще и во внешнем виде байкеров?


– Конечно, есть определенное позиционирование себя людьми брутальными. «Tough guys», что по-английски означает «крутые парни». И, конечно, никакого сюсюканья от этих ребят ждать не приходится. У байкеров крепкие руки, и они вряд ли будут стремиться к высотам риторики в объяснениях правоты или неправоты оппонента. Но это опять-таки, скорее, визуальная брутальность, хотя всякое бывает. Какие-то серьезные преступления крайне редко совершаются на мотоцикле. Разборки со стрельбой и так далее сейчас происходят обычно с использованием автомобилей. И тем не менее никто не утверждает, что автомобилисты – это что-то из мира криминала.

Дорога, которая отлично «проветривает»

– По каким дорогам Финляндии Вам бы хотелось поездить и почему? И где Вы уже бывали?

– Увы, время не позволяет мне уезжать далеко, поэтому мой традиционный маршрут – Южная Финляндия. Хотя мне хотелось бы съездить на север – Лапландия давно меня привлекает. Очень интересные места расположены вдоль трасс в направлении Турку и Западного побережья Ботнического залива, есть желание подняться вдоль него на самый север страны. Я очень люблю Сайменскую водную систему. Вдоль нее – отличные пустынные дороги, осложненные поворотами, где можно «положить» мотоцикл, пройти на хорошей скорости, зная об отсутствии опасности и «засад» в кустах. Я не нарушитель, но чтобы почувствовать скорость и быть в безопасности, иногда едешь с некоторым превышением. В этих местах очень доброжелательное население. Потрясающее сочетание воды и прибрежного пейзажа.

Я каждый год путешествую по этому маршруту, и эта дорога меня отлично «проветривает» и дает заряд бодрости на целый год. Казалось бы, это все так близко к России, но в то же время это сочетание воды, лесов и воздуха так мало доступно здесь, у нас. Разве что чуть-чуть – «нижнее шоссе» вдоль Финского залива... Но там узко, тесно и – знаки…

– О. Вячеслав, Вы с финскими байкерами знакомы? Что можете сказать об их мировоззрении?

– Я знаком с финскими байкерами, но поскольку я священник, мне особенно интересно христианское направление в мотодвижении. Я знаю финских мотоциклистов из клуба Gospel Riders («Всадники Евангелия»). Это христианский мотоклуб, довольно многочисленный, в который входят по большей части протестанты. Они хорошо и много ездят, любят мотоциклы, не рисуются, но и выглядят обычными байкерами, прекрасно ладят с другими «однопроцентными» и «девяностодевятипроцентными» клубами.

Мировоззрение… Оно отличается минимально: они протестанты, мы православные, даже «однопроцентники» – те и другие – христиане. Я думаю, скорее, надо говорить не о разнице в мировоззрении, а о желании себя позиционировать. Если один клуб заявляет себя как Tough Guys, то другой совсем не хочет кичиться мускулинностью, брутальностью. И позиционирует себя мирно, без всяких претензий и антуража. Есть клубы особой стилистики – скажем, американской. Где предполагается и мотоцикл марки Harley, и следование формуле bikes, babes and beer – «мотоциклы, девушки и пиво». Они занимают свою нишу.

Есть клубы, которые нацелены на путешествия, их не интересует эпатажный вид: косухи, клепки, банданы и прочее. Есть кафе-рейсеры, люди в одежде casual, которые используют мотоцикл или скутер, чтобы перемещаться в городе от кафешки к кафешке. Есть кроссмены, есть городские любители мотардов, есть люди в «комбезах на спортах»… Ниша зависит от конкретной прослойки, от клуба, от сферы интересов человека.

Мотовыставки в Хельсинки и цена жизни

– Как Вы думаете, почему мотовыставки в Хельсинки так популярны?


– Они популярны во всем мире. Статистика говорит, что их посещает до 80% процентов людей, не имеющих никакого отношения к мотоциклу. Я вижу среди посетителей и стариков, и женщин, явно не мотоциклетного формата, и детей, и семьи, в которых папа, возможно, и ездит, но мама, скорее, вынужденно терпит эту «страсть». Это одинаково во всем мире.

То, что мотовыставки в Хельсинки востребованы, – однозначно, это надо признать. Хотя они заполнены людьми не больше, чем в России. Но в Хельсинки они ведут к еще большему росту популярности мототехники, увеличению продаж, открытию новых клубов и мотошкол. В России мотодвижение тоже развивается, но не в тех темпах, которые можно было бы ожидать от страны с огромными расстояниями и невероятными пробками, пробиваемыми только на мотоцикле.

– Вероятно, сказывается разница в уровне зарплат русских и финнов?

– Хороший мотоцикл стоит как хорошая машина. И довольно мало людей могут позволить себе и хорошую автомашину, и хороший мотоцикл. К тому же у нас короткий мотосезон, нужно где-то ставить «мот» на зиму (мотоциклы не хранят при температуре ниже нуля, и это дополнительные расходы). У нас меньше, чем в Финляндии, специализированных центров и мастерских, которым можно доверить свою технику. В России не очень развита инфраструктура вдоль дорог, и самая главная здесь проблема – низкая культура вождения. Чужая водительская ошибка на дороге может стоить тебе жизни. Что раздражает финских пограничников

– Расскажите о вашей поездке по Финляндии в рамках прошлогоднего мотопробега? Как местные жители и пограничники реагировали на колонну байкеров?

– Можно равнодушно проводить взглядом колонну автобусов, но не заметить колонну мотоциклистов, особенно с флагами и символикой, – невозможно. Мы лишь частично прошли через Финляндию для того, чтобы уехать дальше в Германию. Как я уже говорил, финны нас встречали доброжелательно. Но, увы, не на границе. Флаги, например, пришлось свернуть, каждый VIN-номер был придирчиво проверен… Я думаю, полицейские сводки пестрят какими-то предупреждениями о криминальных связях «наших» с западными клубами, поэтому к российским байкерам подозрительность на пограничных пунктах часто чрезмерна.

В последней поездке мой друг, директор одного из супермаркетов Санкт-Петербурга, нормальный, серьезный человек, но в «суппортовой» одежде МС-клуба, наткнулся на негативное отношение финского пограничника, буквально швырнувшего паспорт, демонстрируя, что он не терпит подобную субкультуру. Так встречать по одежке не стоит. По крайней мере не стоит демонстрировать открыто, это не способствует взаимопониманию.

В России, надо признать, «органы» куда как спокойнее относятся к любым жилеткам – и российским и зарубежным, даже самым «однопроцентным»! А ведь экспансия клубов с подмоченной репутацией идет в Россию с Запада, а не наоборот. Поэтому подобное отношение рождает скепсис и иронию в рядах наших мотоциклистов. Да, есть какие-то жилетки, которые могут очень раздражать финскую полицию, но ребята их все равно одевают – это принадлежность к клубу, мотокультуре, а не желание как-то выставиться и конфликтовать с кем-то… щщ

Нечитаемая парковка

– Легко ли в Финляндии припарковать мотоцикл? Умеете ли вы «читать» знаки парковки?


– Парковочные знаки – интернациональные символы. Но в Финляндии бывает трудно разобраться с парковочным автоматом. Непонятны надписи и таблички на финском языке, к сожалению, дублирования на английском нет. Об этом нужно говорить, ведь Финляндия все больше и больше становится международной страной, не только русские едут в нее и через нее, но и в Россию многие едут из Европы через Финляндию. Финский язык, принадлежащий к финно-угорской группе, практически непонятен для носителей славянских или романских языков. И табличка «здесь паркуются только жильцы этого дома» вряд ли кем-то из них может быть прочитана.

– А во время мотопробега как мотоциклы парковали?

– Без проблем все получалось, но в центре Хельсинки найти парковку было крайне сложно. Христиане любят путешествовать

 – Ваши проекты с немецкими мотоклубами достаточно хорошо известны в Санкт-Петербурге, а что было бы интересно запланировать с финскими мотоклубами, например?

– Сейчас существует идея мотопробега с финским мотоклубом Gospel Riders, который имеет многочисленные подразделения в крупных финских городах. Его представители, а это 20-30 байкеров, собираются приехать в Санкт-Петербург в июне. Мы предлагаем им посмотреть Карелию. Поездить по окрестностям Санкт-Петербурга, местам общей истории русских и финнов до революции. Посетить места боев, ведь из песни слова не выкинешь. Поколесить по разрушенным хуторам, оказавшимся в свое время на местах боев в Зимнюю войну, и в тоже время посетить святыни, которые возрождаются, – храмы, монастыри.

Побывать в мотоклубах, показать ночную мотоциклетную жизнь нашего города. С президентом Gospel Riders Тапио Кюллёненом я познакомился в Финляндии. Клуб имеет ярко выраженную миссионерскую направленность, проводит открытые богослужения для байкеров, здесь говорят о Христе посредством маршей и мотопробегов, что пока не характерно для России. 90% его членов – протестанты, но, видимо, в клубе есть и православные, и католики. Он довольно большой по меркам и Финляндии, и России, в нем 1 500 человек. Христиане любят путешествовать.

Мы говорили в начале интервью о том, что клубы имеют разные нашивки, об однопроцентных и девяностодевятипроцентных клубах. Есть байкеры, кто нашивает «99%», желая подчеркнуть свою законопослушность и порядочность. Но одна нашивка клуба Gospel Riders мне очень понравилась, на ней было написано «100%» и ниже мелко подписано: «Принадлежит Христу». Мои друзья шутят, что мне на жилетке нужна нашивка «0,001%», потому что из тысячи мотоциклистов только один, наверное, священник.

Впрочем, использующих по разным причинам мототехнику священников становится у нас в стране все больше. А вообще в мотодвижении очень много христианского, даже если об этом не догадываются сами его участники. Это общинность, братство, солидарность, взаимопомощь и взаимовыручка. Умение и желание пожертвовать своим ради друга. Даже если только что встретил его на дороге… Об одной такой встрече на дороге из Иерусалима в Иерихон в Евангелии есть очень поучительный рассказ Христа.

 Записала Светлана Аксенова


26.03.2012

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Летний отдых в Сайменском регионе

Новый образ - новые впечатления!

Топ-6 финских мест в Петербурге

Зимние развлечения под лучами весеннего солнца

На один день в Хельсинки с принцессой Марией

Айболит говорит по-фински

Чистая хирургия Ортон

Маленький круиз большой мечты

16 причин совершить путешествие на паромах St.Peter Line

Киммо Ярва: «Год был трудный, но он закончился»

И пусть весь мир подождет!

Эссе Ханну Мякеля "Семеро сирот в школе жизни"

Хельсинки – детям

Барсик едет в отпуск

На балтийской волне

Открытие века переносится на 2018 год

Очередями на границе будут управлять

Путь к идеальной шубе

INWETEX-CIS Travel Market 2014

Индексы столицы

Первый круиз Viking Line из России

Человеческий фактор таможни Ваалимаа

Если звезды зажигают...

Готовимся к сезону

На пути в государство неба

Eще одна причина летать

Профессиональная тайна

«Можно перейти границу свободно…»

Врата Арктики

Жизнь по расписанию

Тонины ангелы

По Финляндии с Павликом Лемтыбожем

В духе Рождества

INWETEX-CIS Travel Market 2012

Лапландская лихорадка

Медицинский туризм – реальность?

Азбука парковки

На завтрак в Хельсинки!

Великий провал Аалто

Музейное настроение

Интервью журналу Eeva

Как финская природа околдовала американца

Пляжный сезон

На языке ветра

Она пыталась рисовать щупальцами

За 900 рублей в Финляндию!

Кофейное настроение Финляндии

Чудо-велосипед

Ввозить запрещается!

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии