Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Свидание с дочерью моря

Тема: Путешествие  Активный отдых / Спорт  

Журнал No: 6(108)


Я всегда любила именно портовые города Финляндии. За непредсказуемость направлений ветра, за возможность круглый год видеть мачты и за особую, присущую только морским городам открытость горизонтов в прямом и переносном смысле. И в этой любви я не одинока – теплым июльским днем, неспешно прогуливаясь по набережной Турку, Котки или Оулу сложно не заметить оживление, царящее у самой воды.

Возникает чувство, что с наступлением лета жителей буквально волной уносит из центра города к берегу: чашка кофе – у причала, бокал пива – в плавучем ресторанчике, невесомый северный загар – на деревянных мостках, а еще лучше – на палубе собственной яхты… Вот что интересно: многие знают о впечатляющем количестве саун в Финляндии, но мало кто слышал о другом рекорде (финны очень трепетно относятся к цифрам, которые выделяют их среди других европейских стран) – на каждые семь жителей здесь приходится одна яхта. Что ж, летом в эту статистику легко поверить. Но обо всем по порядку…


Финляндия: вид сверху

В стране, с воздуха напоминающей лабиринт рек, заливов, каналов и озерных капель, все так или иначе связано с водой и устремляется к воде. Посмотрите на карту или обратите внимание на указатели на трассе: Lappeenranta, Lahti, Joensuu, Korkeasaari, Imatrankoski... Достаточно немного знать финский язык, чтобы понять, в какой стихии финны черпали вдохновение, давая названия населенным пунктам: ranta (берег), lahti (залив), joki (река), suu (устье), saari (остров), jarvi (озеро), koski (порог), salmi (пролив), niemi (мыс) – перечень «водных» топонимов бесконечен. Бескрайни и сами водные пространства: около 190000 озер, примерно 2000 рек с порогами и водопадами, несколько десятков каналов, заливы и, конечно, Балтийское море.

Когда в середине 19 века обсуждались варианты возможных национальных цветов, финский писатель-сказочник Захариас Топелиус, до этого не раз называвший Финляндию «дочерью моря», предложил, что «синий подойдет для бескрайних озер, а белый – для снежных полей». И первой такую не лишенную оттенка романтизма расцветку поддержала совсем не правительственная организация: с середины 19 века синекрестный флаг украшал стены столичного яхт-клуба и развивался на парусных судах. А в 1918 году значимость синего цвета закрепили на государственном уровне, и siniristilippu стал официальным гражданским символом.

Президентская яхта и лодка Муми-папы


Итак, первый яхт-клуб открылся в 1861 году в Хельсинки не без участия Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба. Но в отличие от последнего, славящегося своей роскошью, блеском, пышностью и светскостью, в финском клубе не велись беседы ни о политике, ни о театре. С годами мало что изменилось: туда и сейчас приходят исключительно по делу, и ни о какой элитарности речи не идет – скорее, о практичности и удобстве. А вот количество pursiseurat (яхт-клубов), veneseurat (лодочных клубов) и разнообразных союзов, кружков и обществ, связанных с навигацией, заметно возросло.

Заинтересовавшись любовью финнов к водным пространствам, я насчитала не менее двухсот подобных организаций от Кемиярви (самого северного города страны в Лапландии) до Южной Карелии. Подавляющее большинство жителей Финляндии предпочитают моторные суда: из существующих 732 000 яхт только 2,5% ходит под парусом. По иронии судьбы здесь же с 1966 года работает крупнейший судостроительный завод по производству парусных яхт Nautor’s Swan, имеющий филиалы и заказчиков по всему миру. Тем не менее моторной является и «самая официальная» яхта Финляндии – президентская.

Собственность Тарьи Халонен знаменита еще и тем, что в списке яхт королевских особ и глав государств, составленном журналом Forbes в 2011 году, судно заняло скромное 11 место из 11 заявленных. Не смогла удивить искушенных экспертов своими размерами! Длина белоснежной Kultaranta VIII (по традиции названной в честь летней президентской резиденции Култаранта – «Золотой берег») составляет всего девятнадцать метров, и обслуживает ее команда из двух человек. Эта чрезмерная по правительственным меркам скромность целиком отражает общее равнодушие финнов к масштабности и монументальности – лишь бы было надёжно и сделано желательно на финских верфях.

В сезон 1770 местных портов готовы принять и моторные, и парусные суда. Тем, кто собирается путешествовать на своем водном транспорте, полезно знать классификацию: гостевые порты, сервисные порты, гостевые причалы и стоянки и природные стоянки. Гостевые места в яхтенном и городском порту всегда платные (обычно 10-20 евро за ночь), но это полностью оправданные траты: питьевая вода, электропитание, сбор и вывоз мусора, возможность пополнить запас топлива и даже сходить в сауну – идеальная комбинация, когда стиль жизни ненавязчиво включен в сервис.

Не боясь обобщений и преувеличений, можно сделать вывод, что перемещаться по воде на собственном или арендованном судне в Финляндии, во-первых, удобно, а во-вторых – не считается непозволительной роскошью. Как и у большинства финских семей среднего класса, своя лодка, названная «Приключение», есть даже у Муми-троллей – «большая настоящая парусная лодка, выкрашенная в лиловый и белый, с обшивкой кромка на кромку, с веслами и рыбным садком». Неслучайно в каждой из историй Туве Янссон так или иначе упоминает море: о нем ностальгируют, по нему отправляются к островам и гротам, оно обрушивается на Долину наводнением, затапливая кухню и гостиную.

Книги буквально можно растащить на цитаты, каждую из которых разместить эпиграфом в уставе современного яхт-клуба. «…Лодка в ночи – чудесное зрелище. Штормовой фонарь сияет на мачте, берег исчезает за спиной, в то время как целый мир погружен в сон – вот так надо начинать жизнь. Ночное путешествие прекраснее всего на свете».

Водные маршруты

Как и в любой другой северной стране, навигационный сезон в Финляндии столь же мимолетен, сколь и долгожданен, – в начале мая сотни тысяч прогулочных судов снимаются с якоря и держат курс на архипелаги Хельсинки и Турку, Аландские острова или жемчужное ожерелье озера Сайма. Оказаться на их борту – это лишь вопрос выбора маршрута, цены и наличия свободного времени: прогулочные катера, теплоходы, речные трамвайчики и, конечно, круизные паромы, которые курсируют круглый год, но пользуются особым спросом в зимние праздники и в «высокий» летний сезон.

Кроме знаменитой флотилии Viking Line и Silja Line, совершающих регулярные рейсы в Мариехамн (Аландские острова), Стокгольм и Таллин, есть еще несколько крупных компаний, о которых полезно знать:

• Tallink: компания объединяет все паромы Silja, а также Baltic Princess, Romantika и еще десяток круизных судов. «Фирменное» блюдо – дневные круизы Хельсинки – Таллин на скоростных Star и Superstar. Вы отплываете от Торговой площади в Хельсинки и уже через пару часов можете заказывать кофе в Старом Городе. www.tallinksilja.ru щщ
• Eckeroline: еще один вариант, как добраться из Финляндии в Эстонию. На ваш выбор – однодневный круиз с возвращением в тот же день или билеты на разные даты. www.eckeroline.fi
• Finnlines: крупная паромная компания, на судах которой можно из Хельсинки добраться до «перевалочных» пунктов в Германии – Травемюнде и Ростока. Эти старинные города мало того что очаровательны сами по себе, так еще и приведут в Любек и Гамбург. www.finnlines.com
• RG-Line: самый короткий, но не самый практичный путь в Швецию. Всего за три часа паром перебросит пассажиров из финского города Вааса на западе в шведский Умео на севере. Место для наших туристов совершенно неизвестное, но, учитывая, что Umeå – будущая культурная столица Европы 2014, маршрут может и пригодиться. www.rgline.com
• St. PeterLine: долгожданные маршруты Петербург – Хельсинки на пароме «Принцесса Мария» и Петербург – Стокгольм на пароме «Принцесса Анастасия». Регулярные рейсы три раза в неделю. www.stpeterline.com (сайт на русском языке)!

В любом случае не стоит забывать, что бронирование каюты через Интернет всегда выгоднее вне зависимости от компании и направления.

Три повода отправиться этим летом в плавание:

• Повод первый:

сойти на берег Аландских островов Аланды (Åland) – острова по-фински уединенные, по-шведски харизматичные, с русской историей и независимым характером автономной провинции. Из Хельсинки или Турку вы попадете в столицу Аландских островов уже через пять-шесть часов после отплытия и сойдете на берег в славном городе Мариехамн – своеобразном жесте любви и уважения царя Александра II своей супруге императрице Марии. Здесь можно наслаждаться островной жизнью: исследовать велосипедные и пешие маршруты, фотографировать уникальные скалы из красного гранита, бродить по коридорам шведского замка и руинам русской крепости, удивляться тому, что на Аландах своя особая флора и климат (самое солнечное место в Скандинавии!), и в изнеможении от впечатлений перекусывать в столичных кафе сладкими рисовыми блинчиками по-аландски. www.visitaland.com/ru

• Повод второй:


поспорить с русскими поэтами Хотя двенадцатипалубный круизный паром – идеальный способ попасть из Финляндии в автономную провинцию или в соседнюю страну, но все же это не настолько маневренное судно, чтобы с его помощью изучать местные идиллические пейзажи. А вот стоя на корме маленького прогулочного пароходика, вполне можно поразмышлять, чем же так околдовывала Сайма русских художников, писателей и поэтов…

«Я причалил и вышел на берег седой и кудрявый; Я не знаю, как долго, не знаю, кому я молился... Ненаглядная Сайма струилась потоками лавы. Белый пар над водою тихонько вставал и клубился...» – писал Мандельштам, и ему вторили Брюсов, Соловьев, Анненский, Горький и Куприн. С 1856 года, когда открыли Сайменский канал, соединивший Финский залив с озерной системой, да и весь последующий серебряный век восхищение видами Саймаа серьезно конкурировало с традиционной любовью к Итальянской Ривьере.

Лидеры по сайменским круизам – это, конечно, Лаппеенранта, Савонлинна, Миккели и Куопио. С мая по сентябрь от их городских причалов регулярно совершаются озерные прогулки продолжительностью от часа до нескольких дней (если вы войдете во вкус, то даже можете арендовать судно вместе с капитаном). Самый большой выбор прогулочных пароходиков во флотилии Савонлинны. Большинство из них построено в начале 20 века, но, несмотря на трогательно неуклюжий силуэт, они до сих пор исправно перевозят пассажиров.

www.visitmikkeli.fi/ru/aktivnyi-otdykh/kruizy – расписание и цены круизов из Миккели www.saimaatravel.fi/o/ru/saimaa_canal.php – информация о круизах Выборг – Лаппеенранта – Выборг
www.saimaatravel.fi/en/saimaa-cruises – подробная информация о круизах из Лаппеенранты, Котки, Савонлинны, Хельсинки и Пуумала (на английском языке)

• Повод третий:


увидеть красоты архипелага Турку Архипелаг Турку – это предмет гордости всего юго-запада. А еще это место туристического паломничества с настолько детально разработанным маршрутом, что можно в буквальном смысле положиться на волю волн и ни о чем не думать. Карты и буклеты напечатаны, мосты переброшены, водные маршруты еще 1000 лет назад проложены пиратствующими викингами и перевозящими меха и янтарь ганзейскими купцами, а в маленьких семейных гостиницах уже коптят лосося к вашему приезду.

Для тех, кто все равно предпочтет не арендовать катер, а любоваться знаменитыми шхерами из окна автомобиля, существует паромная система переправы. Белые паромы с просторными палубами, без устали курсирующие между 20000 островами, переправят вас из точки А в точку Б вместе с личным транспортом, а ярко-желтые паромы примут на борт пеших путешественников и велосипедистов, причем совершенно бесплатно.

www.saaristo.org/eng – официальный портал архипелага
www.lautat.fi/?lang=eng – расписание общественного водного транспорта в регионе

• Повод четвертый:


добраться до пляжей Хельсинки Водные прогулки в столице – это намного больше, чем поездка на катере до зоопарка Korkeasaari или пятиминутная паромная переправа до каменных стен крепости Suomenlinna. В Хельсинки тоже есть свой архипелаг, и столичные шхеры очень живописны, хотя, к примеру, жители Турку не воспринимают его всерьез (ну что такое триста островов?!).

До песчаных пляжей Pihlajasaari, Uunisaari или Valkosaari, оборудованных навесами для барбекю, туалетами и маленькими съемными домиками, можно добраться на рейсовых паромах, курсирующих по расписанию, а до менее посещаемых островков – на собственном или арендованном катере. Там-то вы непременно встретитесь с настоящими хозяевами территории: трясогузками, гагами, куликами и кряквами. А на некоторых даже обнаружите сауну (впрочем, бронировать ее надо заранее, так как любителей уединения в Финляндии много).

http://www.hel.fi/hki/liv/en/Recreation/In+islands – долгожданный официальный путеводитель по архипелагу, версия на английском
http://www.hel.fi/hki/Liv/en/sports+facilities/beaches – список городских и островных пляжей с картой проезда

Так что попутного ветра и семь футов под килем!

Ксения Кошелева


27.06.2011

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Летний отдых в Сайменском регионе

Новый образ - новые впечатления!

Топ-6 финских мест в Петербурге

Зимние развлечения под лучами весеннего солнца

На один день в Хельсинки с принцессой Марией

Маленький круиз большой мечты

16 причин совершить путешествие на паромах St.Peter Line

И пусть весь мир подождет!

Киммо Ярва: «Год был трудный, но он закончился»

И пусть весь мир подождет!

Эссе Ханну Мякеля "Семеро сирот в школе жизни"

Хельсинки – детям

На балтийской волне

Открытие века переносится на 2018 год

Летающий Финн

Теему, или два лица короля хоккея

INWETEX-CIS Travel Market 2014

Первый круиз Viking Line из России

Если звезды зажигают...

Готовимся к сезону

На пути в государство неба

Eще одна причина летать

Необычные развлечения

Игры финских президентов

Плыть или не плыть?

Финское танго – застенчиво и страстно…

Врата Арктики

Любовь по имени пони

Транспорт.fi

Жизнь по расписанию

По Финляндии с Павликом Лемтыбожем

В духе Рождества

INWETEX-CIS Travel Market 2012

Лапландская лихорадка

Азбука парковки

Пляжный сезон

На языке ветра

За 900 рублей в Финляндию!

Чудо-велосипед

Кофейное настроение Финляндии

Взгляд свысока на поле для гольфа

Звездный маршрут

Эта старая - старая финская сказка

Некурящая страна

МотоКультУра

Аквапарки Финляндии

На полпути к лету

Мэр по объявлению

Новые правила для вашей кошки

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии